УДК: 
376:378.02-047.58
Кощеева Ольга Валерьевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры логопедии и психолингвистики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, olga-kosheeva@yandex.ru, Саратов

Моделирование фрагментов занятий в системе практической подготовки студентов-логопедов

Аннотация: 
Введение. В статье представлено изучение эффективных практик отработки со студентами-логопедами первичных навыков организации и проведения логопедических занятий. Показана необходимость и значимость метода моделирования как промежуточного звена между составлением конспекта занятия и его реализацией на практике. Цель статьи – определение задач и наиболее эффективных направлений использования метода моделирования занятий в системе практической подготовки студентов-логопедов. Методология и методы исследования: экспериментальное изучение типовых ошибок в первичной реализации планов-конспектов занятий студентами-логопедами; сопоставительный анализ задач профессиональной подготовки студентов-логопедов на этапах конспектирования, моделирования и реализации фрагментов занятий; систематизация основных направлений работы по моделированию занятий по различным разделам профильных логопедических дисциплин. Результаты исследования. Выявлено, что использование метода моделирования логопедических занятий повышает эффективность подготовки студентов к практической работе с детьми и взрослыми с нарушениями речи, консультированию семьи и другим направлениям профессиональной деятельности. Показано, что с наибольшей эффективностью в рамках приема первичной инсценировки занятий отрабатываются навыки грамотного отбора речевого материала, распределения заданий в общей структуре занятий и отработка различных моделей речевого поведения логопеда при работе с разными категориями лиц с нарушениями речи. В заключении обобщаются данные о роли, задачах, содержательном наполнении и особенностях реализации метода моделирования в системе практической подготовки студентов-логопедов, перспективах развития данного направления работы.
Ключевые слова: 
логопедия в системе высшего образования; практическая подготовка студентов-логопедов; моделирование логопедических занятий
Библиографический список: 

1. Методические рекомендации по реализации новых образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»: сборник методических материалов / отв. ред. А. А. Алмазова, А. В. Лагутина. – М.: МПГУ, 2022. – 132 с.
2. Селиверстов В. И. История логопедии. Медико-педагогические основы: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 384 с.
3. Алмазова А. А. Профессиональная лингвистическая подготовка учителей-логопедов в системе высшего образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М.: МПГУ, 2019. – 46 с.
4. Константинова О. А., Балаева В. И. Логопедическая практика студентов. – Саратов: ИЦ «Наука», 2007. – 90 с.
5. Грошенкова В. А. Возможности использования проектной деятельности в процессе развития коммуникативной компетенции студентов-логопедов // Коррекционно-педагогическое образование. – 2020. – № 4 (24). – С. 43–53.
6. Емельянова И. Д. Региональные особенности подготовки учителей-логопедов // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 1. – С. 23–27.
7. Зволейко Е. В. Актуальные проблемы и дискуссионные аспекты в практике подготовки логопедов // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2020. – Т. 15, № 4. – С. 56–64. DOI: 10.21209/2658-7114-2020-15-4-56-64
8. Калинченко А. В. Становление высшего дефектологического образования в России в XX веке – первом десятилетии XXI века: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Чита, 2014. – 23 с.
9. Кулакова Е. В. Возможность организации практико-ориентированного профессионального обучения студентов педагогического вуза через создание научно-практического центра // Педагогика и психология высшей школы: современное состояние и перспективы развития: международная научная конференция (Москва, 05–06 июня 2014 года). – М.: Московский гуманитарный университет, 2014. – С. 64–68.
10. Никифорова А. В. Формы подготовки кадров в системе высшего дефектологического образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 5 (120). – С. 96–102.
11. Приходько О. Г. Актуальные проблемы логопедии в российском специальном образовании // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи: материалы международной научно-практической конференции научных работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых: аспирантов и магистрантов (Екатеринбург,
21 марта 2013 года) / науч. ред. И. А. Филатова, А. В. Кубасов. Часть 2. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2013. – С. 12–18.
12. Дахин А. Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. – 2010. – Т. 2, № 1. – С. 11–20.
13. Профессионально-педагогические понятия: словарь / сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк; под ред. Г. М. Романцева. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – 456 с.
14. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
15. Бочкарева Т. А., Крючков В. П., Рудзинская Т. Ф. Механизмы анализа учебно-профессиональной мотивации студентов-логопедов // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 1. – С. 116–126. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/1813-4718.2201.11