УДК: 
378.015.3-057.875-056.24
Щетинина Елена Борисовна
Кандидат социологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, ebp1976@mail.ru, Саратов
Соловьева Ольга Васильевна
Кандидат социологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, olvassol@mail.ru, Саратов

Применение коучинговых принципов в процессе психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ

Аннотация: 
В статье рассматриваются возможности применения основных принципов коучинга в процессе психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Цель статьи – выявить и оценить возможности использования технологии коучинга в профессиональном образовании в высших учебных заведениях студентов с ОВЗ. Методология. Метод исследования мы определили как включенное экспертное наблюдение. Нами была предпринята попытка внедрить коучинговые технологии в ситуации консультирования по научно-исследовательской работе, написания курсовой работы и выполнения задания на практику. Результаты исследования. Использование коучинговой технологии, как показало наше исследование, способствует раскрытию самообразовательного потенциала студента с ОВЗ, формирует у него необходимый опыт самостоятельной научной деятельности, который проявляется в умении ставить и корректировать цели исследований, продумывать методологию и оценивать результаты проводимых научных исследований. Также применение принципов коучинга стимулировало студентов с ограниченными возможностями здоровья к социальному взаимодействию в высшем учебном заведении, построению жизненных планов в целом и их реализации. Заключение. Таким образом, представленные в статье материалы демонстрируют возможности применения преподавателями высшей школы основных принципов коучинга в индивидуальном консультировании студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования, коучинговые технологии стимулируют личностную и научную активность студентов с ОВЗ, их желание участвовать в научных конференциях и подготовке публикаций.
Ключевые слова: 
психолого-педагогическое сопровождение; студенты с ОВЗ; коучинг; коучинговые технологии в образовании; инклюзивное образование
Библиографический список: 

1. Соловьева О. В., Байбулатова О. В. Готовность педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования // Гуманизация образовательного пространства: сб. науч. статей по материалам Международного Форума «Гуманизация образовательного пространства» (г. Саратов, 15–16 марта 2018) / науч. ред. Е. А. Александрова; ред.-сост. Н. Н. Саяпина. – М.: Перо, 2018. – С. 336–342.
2. Селиванова Ю. В., Коновалова М. Д., Щетинина Е. Б. Содержательные характеристики личностного самоопределения студентов с ограниченными возможностями здоровья: результаты пилотажного исследования // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2020. – Т. 9, № 4А. – С. 119–130.
3. Селиванова Ю. В., Коновалова М. Д., Шаров А. А., Хмелькова О. В. Исследование факторов и механизмов личностного самоопределения у студентов с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – Т. 10, № 5.
4. Селиванова Ю. В., Коновалова М. Д., Щетинина Е. Б. Концептуальные подходы к дефиниции понятия «личностное самоопределение» в контексте инклюзивного образования // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2020. – № 5 (33). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-k-definitsii-po... (дата обращения: 02.09.2023).
5. Селиванова Ю. В., Коновалова М. Д. Сравнительный анализ совладающих стратегий поведения как характеристик личностного самоопределения студентов с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся // Педагогический ИМИДЖ. – 2022. – № 4 (57). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-sovladayuschih-str... (дата обращения: 02.09.2023).
6. Павлов А. В., Койява Е. С. Коучинг в образовании // Успехи в химии и химической промышленности. – 2012. – Т. 26, № 8. – С. 131–135.
7. Нечаева О. А. Коучинг в управлении образованием // Молодой ученый. – 2017. – № 17 (151). – С. 273–276. – URL: https://moluch.ru/archive/151/42854/ (дата обращения: 02.09.2023).
8. Климова Т. Е., Юревич С. Н., Долгушина Т. Н. Управление самообразовательной деятельностью студентов вуза на основе коучинга // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-18. – С. 3999–4003.
9. Скрипова Н. Е., Бабухина А. В. Коучинг как развивающая практика повышения квалификации в контексте организации инклюзивного образования // Казанский педагогический журнал. – 2018. – № 5. – С. 173–176.
10. Носова И. С. Коучинг как инструмент обеспечения инновационной деятельности педагогов школы: постановка проблемы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 (1).
11. Москаленко И. В., Чурекова Т. М. Коучинговые инструменты как способ повышения эффективности обучения в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2021. – № 54. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kouchingovye-instrumenty-kak-sposob-po... (дата обращения: 02.09.2023).
12. Бадак Б. А., Долгополова О. Б. Использование «коучинг»-технологии в образовательном процессе современной высшей школы // THEORIA. – 2022. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kouching-tehnologii-v-obr... (дата обращения: 02.09.2023).
13. Albizu E., Rekalde I., Landeta J., Ferrin Р. Analysis of executive coaching effectiveness: A study from the coachee perspective. Management Letters // Cuadernos de Gestion. – 2019. – Vol. 19, № 2. – P. 33–52. DOI:10.5295/cdg.170876ea
14. Bernard M., David O. Coaching for Rational Living: Theory, Techniques and Applications. – Springer International Publishing AG, 2018. – 483 p. DOI: 10.1007/978-3-319-74067-6
15. Bernard M., Dryden W. Advanced in REBT: Theory, Practice, Research, Measurement, Prevention and Promotion. – Cham: Springer International Publishing, 2019. – 391 p. DOI: 10.1007/978-3-319-93118-0
16. Christopoulou G. The Psychodynamic Approach to Executive Coaching // Journal of Regional Socio-Economic Issues. – 2018. – Vol. 8. Special Issue 1. – P. 39–45.
17. Сундукова Г. М., Деревягина Л. Н., Шрамченко Т. Б. Коучинг как ресурс для инновационных изменений в подготовке бакалавров // Вестник евразийской науки. – 2022. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kouching-kak-resurs-dlya-innovatsionny... (дата обращения: 02.09.2023).