УДК: 
159.922-055.52-055.62-056.24
Коновалова Марина Дмитриевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, руководитель научно-методического центра психологической и педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, mdkonovalova@gmail.com, Саратов

Изучение психологического состояния матерей на базе Центра поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями

Аннотация: 
Цель статьи заключается в изучении динамики проявлений тревожности, склонности к депрессии и психологическому стрессу у матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в ходе их участия в деятельности общественных родительских объединений. Представлены три этапа развития общественной родительской организации, функционирующей в сотрудничестве с Центром поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями. Методология. Многочисленные исследования психологических состояний, поведенческих и личностных особенностей матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, указывают на преобладание у них длительной психологической травматизации, сопровождающейся негативными последствиями для личности матери и семьи в целом. Однако существуют данные о том, что экстремальная психотравмирующая ситуация может рассматриваться не только как источник проблем личности, но и как стимул к ее росту и развитию. Одним из условий посттравматического личностного роста выступает фактор социальной поддержки, который в рассматриваемом случае имеет пролонгированный характер воздействия. Результаты исследования. По результатам использования методик «Шкалы тревоги Дж. Тейлора», «Шкалы психологического стресса PSM-25», «Шкалы Цунга для самооценки депрессии» получены результаты, подтверждающие предположение об относительном снижении проявлений тревожности, склонности к депрессии и подверженности стрессу у изучаемых испытуемых на протяжении трех лет активного участия в деятельности общественной родительской организации, что может свидетельствовать о стабилизации их психологического состояния и возможности перехода на более оптимальный уровень личностного функционирования. В заключении делается вывод о возможности использования полученных данных в системе психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: 
матери детей с ограниченными возможностями здоровья; психологическое состояние; стресс; депрессия; тревожность; посттравматический личностный рост
Библиографический список: 

1. Зелянина А. Н., Падун М. А. К проблеме посттравматического личностного роста: современное состояние и перспективы // Психологические исследования. – 2017. – Т. 10, № 53. – С. 4. – URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 29.09.2023).
2. Магомед-Эминов М. Ш. Феномен посттравматического роста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. – № 3 (71). – С. 111–117.
3. Леонтьев Д. А. Удары судьбы как стимулы личностного развития: феномен посттравматического роста // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / под ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикой. – М.: Институт психологии РАН, 2016. – С. 144–158.
4. Tedeschi R. G., Calhoun L. G. Posttraumatic growth: Conceptual foundations and empirical evidence // Psychological Inquiry. – 2004. – № 15 (1). – С. 1–18.
5. Taku K., Cann A., Calhoun L. G., et al. The factor structure of the Posttraumatic Growth Inventory: a comparison of five models using confirmatory factor analysis // Journal of Traumatic Stress. – 2008. – Vol. 21 (2). – P. 158–164.
6. Seligman M., Darling R. Ordinary families, special children. A Systems Approach to Childhood Disability. – NY: The Guilford Press, 2009. – 434 p.
7. Железнякова М. Е. Взгляд на проблему психических состояний, переживаемых матерями детей с ограниченными возможностями здоровья: обзор современных исследований // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов III международной конференции (Коломна, 12–14 февраля 2020 года). – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2020. – С. 137–142.
8. Кочерова О. Ю., Филькина О. М., Долотова Н. В., Малышкина А. И., Антышева Е. Н. Психологические особенности матерей, воспитывающих детей-инвалидов // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2014. – № 5-6. – С. 92–101.
9. Гринина Е. С. Особенности эмоционального состояния женщин, воспитывающих детей с нарушениями развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2019. – Т. 16, № 2. – C. 196–212. DOI: 10.22363/2313-1683-2019-16-2-196-212
10. Заборина Л. Г. Изучение состояния психологической напряженности и эмоциональных переживаний у родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 26. – С. 136–140.
11. Порошина А. М., Рудзинская Т. Ф. Комплексный подход к проблеме эмоционального выгорания матерей, воспитывающих детей с ОВЗ // Week of Russian science (WeRuS-2023): Сборник материалов ХII Всероссийской недели науки с международным участием, посвященной Году педагога и наставника. – Саратов, 2023. – С. 665–667.
12. Зубова Е. В. Особенности психологического состояния родителей, воспитывающих дошкольников с нарушениями ОВЗ [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. – 2012. – Т. 1, № 3. – URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2012_n3/55186 (дата обращения: 07.10.2023)
13. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 281 с. DOI: https://doi.org/10.12737/21495
14. Ткачева В. В. Этапы травмирования семьи ребенка с нарушениями развития // Дефектология. – 2021. – № 2. – С. 3–13.
15. Сергиенко А. И. Позитивная личностная трансформация и посттравматический рост у родителей детей с особенностями психофизического развития // Дефектология. – 2018. – № 1. – С. 23–35.
16. Сергиенко А. И., Холмогорова А. Б. Симптомы депрессии, система убеждений и посттравматический рост родителей детей с ОВЗ // Дефектология. – 2019. – № 4. – С. 23–36.
17. Сергиенко А. И., Холмогорова А. Б. Посттравматический рост и копинг-стратегии родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т. 27, № 2. – С. 8–26. DOI: 10.17759/cpp.2019270202
18. Барканова О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. – Вып. 2. – Красноярск: Литера-принт, 2009. – 237 с.
19. Шкала Цунга для самооценки депрессии – описание [Электронный ресурс] // Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр психического здоровья». – URL: http://www.psychiatry.ru/stat/84 (дата обращения: 19.04.2022).
20. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
21. Ларских М. В., Ширяев О. Ю., Ермаченкова М. В., Дорофеева Л. В. Анализ психологического состояния матерей, имеющих детей с ОВЗ // Научно-образовательный потенциал как фактор национальной безопасности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (12 мая 2021 г.). – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований, 2021. – С. 128–136.