УДК: 
159.937-053.5:316.472.45
Локаткова Ольга Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, lokatkovaolga@mail.ru, Саратов

Влияние мобильных устройств и социальных сетей на развитие восприятия младших школьников

Аннотация: 
Замещение традиционного способа восприятия взаимодействием с виртуальной реальностью может нарушить естественный ход психического развития ребенка. Цель статьи – на основе теоретического анализа проблемы раскрыть показатели развития восприятия в младшем школьном возрасте, а также провести эмпирическую диагностику восприятия обучающихся, особенностей нормирования в семье времени взаимодействия подрастающего поколения с виртуальной реальностью, характера усваиваемой детьми цифровой информации. Методология. В статье представлен анализ эмпирических данных, полученных в результате опроса родителей первоклассников, направленного на выявление особенностей нормирования старшим поколением использования мобильных устройств, а также просматриваемого детьми содержания виртуальных страниц. Также в группах обучающихся была проведена диагностика уровня зрительного, слухового, пространственного восприятия с помощью методик «Графическая проба», «Воспроизведение ритмов по слуховому образцу», «Исследование зрительного гнозиса». Достоверность и надежность результатов исследования обеспечены количественным и качественным анализом эмпирического материала. В заключении делается вывод о том, что чем дольше ребенок находится в виртуальной реальности, чем менее родители контролируют усваиваемую информацию, с которой знакомится ребенок при пользовании электронными устройствами, тем менее развита у детей способность к усвоению двигательной программы, ее автоматизации, возможности переключения с одного движения на другое при выполнении учебных поручений, предполагающих воспроизведение графических образцов, ниже темп деятельности, выше утомляемость.
Ключевые слова: 
восприятие; психические процессы; младший школьный возраст; виртуальная реальность; мобильные устройства
Библиографический список: 

1. Литвинова А. В., Березина Т. Н. Психологическая безопасность обучающихся во взаимодействии с виртуальной реальностью // Современная зарубежная психология. – 2022. – Т. 11, № 3. – С. 94–104. DOI: 10.17759/jmfp.2022110309
2. Сергиенко Е. А. Восприятие и действие: взгляд на проблему с позиций онтогенетических исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – Т. 1, № 2. – С. 16–38.
3. Локаткова О. Н. Роль общественно-полезной деятельности в воспитании подрастающего поколения // Страховские Чтения. – 2022. – № 30. – С. 175–181.
4. Тишина Л. А. Специфика восприятия и понимания причинно-следственных связей младшими школьниками с трудностями в обучении // Логопедия: современный облик и контуры будущего: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 01–02 ноября 2021 года). – М.: Московский педагогический государственный университет, 2021. – С. 352–357.
5. Обухов А. С., Швецова М. Н., Мякишева Н. М. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум. – 1-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 423 с.
6. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога начальной школы. – 2-е изд. – Серия «Справочники». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 448 с.
7. Aloudat M., Altamimi A. Factors influencing behavior intentions to use virtual reality in education // International Journal of Data and Network Science. – 2022. – Vol. 6, № 3. – P. 733–742. DOI: 10.5267/j.ijdns.2022.3.008
8. Baceviciute S., Cordoba A. L., Wismer P. Investigating the value of immersive virtual reality tools for organizational training: An applied international study in the biotech industry // Journal of Computer Assisted Learning. – 2022. – Vol. 38, № 2. – P. 470–487. DOI: 10.1111/jcal.12630
9. Полонская Н. Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192 с.
10. Унгуряну Т. Н., Гржибовский А. М. Однофакторный дисперсионный анализ с использованием пакета статистических программ Stata // Экология человека. – 2014. – № 5. – С. 60–64.