УДК: 
[378.4:373.5](470.44-25)
Зиновьева Мария Павловна
Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики детства на базе Гимназии № 7 факультета психолого-педагогического и специального образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, mpzinovieva@mail.ru, Саратов

Направления взаимодействия школы и вуза: из опыта деятельности кафедры педагогики детства на базе МОУ «Гимназия № 7»

Аннотация: 
В статье указаны основные тенденции педагогического образования, в том числе определены актуальность организации базовых кафедр университета в образовательных организациях общего образования. Дается обоснование значения деятельности базовой кафедры по взаимодействию школы и вуза, прежде всего в организации непрерывного педагогического образования, усилению практико-ориентированного педагогического образования. Цель статьи – анализ и обоснование содержания деятельности базовой кафедры педагогики детства по направлениям взаимодействия вуза и образовательной организации. Методология и методы исследования. На основе исследований В. М. Аникина, О. В. Волох, И. П. Геращенко, А. Г. Жукова, А. А. Радионова, А. Д. Рулевского, Т. О. Соловьевой определены условия функционирования базовых кафедр, выделены специфические разновидности кафедр на базе образовательных организаций: с односторонним и двусторонним сотрудничеством; предметные и межпредметные. Использованы теоретические и эмпирические методы: анализ научной психолого-педагогической литературы, анализ опыта деятельности кафедры педагогики детства на базе МОУ «Гимназия № 7», определяющий важность взаимодействия школы и вуза в подготовке будущих педагогов. Результаты исследования. В статье представлены опыт Саратовского государственного университета в организации базовых кафедр. Выделены основные направления деятельности кафедр университета на базе образовательных организаций. Более подробно рассмотрена деятельность кафедры педагогики детства на базе МОУ «Гимназия № 7». В тексте статьи перечислены цель, основные задачи и функции базовой кафедры; приводятся формы и методы взаимодействия гимназии и университета. Приведены содержание и результаты деятельности базовой кафедры педагогики детства по направлениям: учебно-методическому, научно-методическому, профориентационному и др. В заключении указывается, что деятельность базовой кафедры педагогики детства способствует усилению практико-ориентированной подготовки будущих педагогов.
Ключевые слова: 
взаимодействие вуза и школы; базовая кафедра; общеобразовательная организация; практико-ориентированное образование
Библиографический список: 

1. Попова Е. М., Зайцева И. Г. Роль базовой кафедры в усилении практической направленности обучения // Управление качеством в современном вузе: тр. Х Междунар. науч.-метод. конф. – СПб.: Изд-во Международного банковского института, 2012. – С. 57–59.
2. Волох О. В., Геращенко И. П. Формы эффективного взаимодействия между работодателями и образовательными организациями системы высшего образования // Управление. – 2015. – № 4 (10). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-effektivnogo-vzaimodeystviya-mez... (дата обращения: 01.10.2023).
3. Радионов А. А., Рулевский А. Д. Условия эффективности деятельности базовых кафедр вуза // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2016. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-effektivnosti-deyatelnosti-ba... (дата обращения: 26.09.2023).
4. Жуков А. Г. Базовая кафедра: организация, функционирование и нормативно-правовые основы деятельности // Педагогика и просвещение. – 2018. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bazovaya-kafedra-organizatsiya-funktsi... (дата обращения: 26.09.2023).
5. Аникин В. М. Базовые кафедры: «Связь университетов с жизнью» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Физика. – 2017. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bazovye-kafedry-svyaz-universitetov-s-... (дата обращения: 05.10.2023).
6. Соловьева Т. О. Деятельность базовой предметной кафедры педагогического университета // Педагогика и психология. – 2016. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-bazovoy-predmetnoy-kafedry... (дата обращения: 05.10.2023).
7. Геращенко И. П. Развитие эффективного взаимодействия между работодателями и педагогическими университетами // Мир науки. Педагогика и психология. – 2016. – № 6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-effektivnogo-vzaimodeystviya-... (дата обращения: 05.10.2023).
8. Елина Е. Г., Дмитриева О. И. Педагогическое образование в условиях классического университета // Человек и образование. – 2014. – № 1 (38). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obrazovanie-v-usloviya... (дата обращения: 26.09.2023).
9. Захаров А. М., Шаталина А. В., Родионова Е. М. Одно из направлений развития непрерывного математического образования в системе «школа – вуз» // Вестник Пермского университета. Серия: Математика. Механика. Информатика. – 2016. – № 3 (34). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/odno-iz-napravleniy-razvitiya-nepreryv... (дата обращения: 27.09.2023).