УДК: 
372.016:811.161.1+008
Искандари Махнуш
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, Факультет иностранных языков, Университет имени Алламе Табатабаи, m_eskandary@atu.ac.ir, Тегеран
Норузи Махназ
Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка, факультет иностранных языков, Университет имени Алламе Табатабаи, mah.norouzi@atu.ac.ir, Тегеран

Роль гендера в изучении русского языка в иранской аудитории

Аннотация: 
Статья посвящена рассмотрению роли гендера в изучении русского языка в иранской аудитории. Целью статьи является выявление роли гендера в успешности персоговорящих учащихся, изучающих русский язык во всех видах речевой деятельности и в разных учебных дисциплинах, таких как грамматика русского языка, верность перевода, лексика и др. Новизна работы заключается в том, что впервые рассматривается влияние гендера персоговорящих учащихся на изучение русского языка. С точки зрения методологии настоящее исследование является описательным исследованием, проведенным с применением комплексного подхода. Статистическая совокупность этого исследования включала учащихся мужского и женского пола всех этапов обучения русскому языку университета имени Алламе Табатабаи. Мы рассмотрели и проанализировали языковое поведение и оценки экзаменов 87 иранских учащихся, изучающих русский язык в университете имени Алламе Табатабаи в течение двух учебных лет. Среди них 60 студенток и 17 студентов. В заключении делается вывод о том, что студенты женского пола, изучающие русский язык в иранской аудитории, более успешны в письменных формах работы, а студенты мужского пола лучше справляются с устными формами работы. Причина заключается в том, что девушки испытывают дискомфорт во время устной работы. Страх совершить ошибку и в результате быть высмеянными у большинства девушек заставляет их молчать на устных занятиях. Использовании групповой формы работы, юмора и сюжетно-ролевых игр помогает снижению страха ошибаться у студентов женского пола и более активному участию в разговорах и устных формах работы.
Ключевые слова: 
гендер; персоговорящие учащиеся; изучение русского языка; мужской пол; женский пол
Библиографический список: 

1. Баурова Ю. В. Гендерный подход в образовании: взгляд на проблему // Ученые записки. Т. 3. Сер. Психология. Педагогика. – 2010. – № 3 (11). – С. 93–97.
2. Чекалина А. А. Гендерная психология: учеб. пособие. – М.: Ось-89, 2006. – 256 с.
3. روح ... رحمتیان، محمد حسین اطرشی بررسی نقش جنسیت در فرایند یادگیری زبان خارجی، پژوهشنامه علوم انسانی، شماره 55، صص. 15-26.
4. Коринкова Т. В. Подростки групп риска. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
5. Caron J. Précis de Psycholinguistique. – Paris: Presses Universitaires de France, 2001. – 70 p.
6. Bogaards P. Aptitude et Affectivité Dans L’apprentissage Des Langues Étrangères. – Paris: Crédif, 2000. – 85 p.
7. Пугачев И. А., Карапетян Н. Г. Обучение основам методики преподавания русского языка как иностранного студентов нефилологов. – М.: Российский университет дружбы народов, 2018. – 152 с.
8. Штыкова Н. В. Русский язык как иностранный: к вопросу об изучении грамматики на начальном этапе (морфологический материал) // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2014. – № 5. – С. 84–88.
9. Шокаримова К. А. Знаки препинания в русском языке // Academic Research in Educational Sciences. – 2021. – Vol. 2, № 10. – С. 10–14.
10. Зимняя И. А. Речевая деятельность и речевое поведение в обучении иностранному языку // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. – М., 1984. – Вып. 242. – С. 3–10.
11. Туктагулова М. Н. К вопросу о соотношении понятий «Речевое поведение» и «Речевая деятельность» // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2009. – № 1. – С. 117–121.
12. Gross R. D. Psychology: The Science of Mind and Behavior. – London: Hodder & Stoughton, 1992. – 1036 p.
13. Meyers Levy J. Gender Differences in Cortical Organization: Social and Biochemical Antecedents and Advertising Consequences // Clark E., Brock T., & Stewart D. Attention, Attitude and Affect in Response to Advertising. – Hillsdale: New Jersey Lawrence Erlbaum Associates, 1994.
14. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
15. Рахнсдов Ш. А., Никслима Т. Г. Письменная речь как форма речетворческой деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – T. 14, № 2 (6). – C. 1408–1411.
16. Маслыко Е. А., Бабинская П. К., Бутько А. Ф., Петрова С. И. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. – Минск.: Выш. школа, 1999. – 522 с.
17. Powell R., Littlewood P. “Why Choose French? Boys’ and Girls’ Attitudes at the Option Stage” // British Journal of Language Teaching. – 1983. – № 21. – P. 36–39.
18. Burstall C. Primary French in the Balance // Foreign Language Annals. – 1977. – № 10 (3). – С. 245–252.
19. Bell N. D. Learning about and through humor in the second language classroom // Language Teaching Research. – 2009. – Vol. 13 (3). – P. 241–258.
20. Соловьянова Т. Н. Сюжетно-ролевые игры на уроках (разработки), МБОУ Дубковская СОШ «Дружба» п. ВНИИССОК Одинцовский район Московская область [Электронный ресурс]. – URL: http://www.infourok.ru/syuzhetnorolevie-igri-na-urokah-razrabotki-357575... (дата обращения: 19.09.2023).