УДК: 
372.016:51+373
Кейв Мария Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, mkejv@yandex.ru, Красноярск
Журавлева Наталья Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, zhuravlevanataly@mail.ru, Красноярск
Ганжа Елена Ивановна
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, eiganzha@mail.ru, Красноярск

Олимпиада по молниеносному решению математических задач как психолого-педагогический феномен

Аннотация: 
В статье представлен авторский подход проектирования олимпиады по молниеносному решению математических задач для студентов педагогических вузов, с целью развития быстроты их мышления. Цель статьи – провести анализ различных моделей организации олимпиад по математике для школьников и студентов и обосновать целесообразность включения олимпиад по молниеносному решению задач в образовательную систему школы и вуза. Методология исследования строится на основе системно-деятельностного подхода и требований образовательных стандартов основного среднего и высшего образования с учетом трудовых функций профессионального стандарта педагога. Результаты исследования. Одним из возможных вариантов организации олимпиады по математике для студентов – будущих учителей математики является олимпиада «Стрекоза» по молниеносному решению задач школьного курса математики разного уровня сложности. При проектировании содержания такой олимпиады необходимо соблюдать ряд принципов: сбалансированности, краткости, доступности, динамичности. На базе института математики, физики и информатики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева (КГПУ им. В. П. Астафьева) проводилось исследование по выявлению влияния олимпиады «Стрекоза» на развитие быстроты мышления у студентов – ее участников. В ходе проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, что если обучающихся систематически вовлекать в процесс молниеносного решения школьных математических задач олимпиады «Стрекоза», то это будет способствовать развитию быстроты их мышления. Заключение. Опытно-экспериментальная работа подтвердила целесообразность включения олимпиад по молниеносному решению задач в образовательную систему школы и вуза.
Ключевые слова: 
олимпиада; форма организации олимпиад; когнитивный стиль; быстрота мышления; олимпиадная задача; молниеносное решение
Библиографический список: 

1. Аргунова Н. В., Попова А. М. Всероссийская олимпиада по элементарной геометрии как одна из форм внеаудиторной учебной работы со студентами // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 10. – С. 43–46. DOI: 10.25586/RNU.HET.19.10.P.43
2. Аслонова О. П. Психолого-педагогические особенности скорости мышления в процессе обучения // Молодой ученый. – 2014. – № 17 (76). – С. 445–447.
3. Болдовская Т. Е., Девятерикова М. В., Раскина И. И. Научная социализация студента при подготовке к предметной олимпиаде // Вестник Томского государственного университета. – 2022. – № 476. – С. 176–183. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.39.164
4. Глебова М. В., Селютин В. Д., Яремко Н. Н. Подготовка будущих учителей математики к обучению школьников решению олимпиадных задач на основе теории графов // Continuum. Математика. Информатика. Образование. – 2022. – № 1 (25). – С. 26–37. DOI: 10.24888/2500-1957-2022-1-26-37
5. Деза Е. И., Попов А. Н. Вопросы подготовки учителей математики к организации олимпиад для школьников // Преподаватель XXI век. – 2021. – № 4. – Часть 1. – С. 171–183. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-4-171-183
6. Добровольская Н. Ю., Колчанов А. В. Формирование компетенции организации интернет-олимпиад в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей математики и информатики // Школьные технологии. – 2019. – № 4. – С. 65–73.
7. Дударева Н. В., Бодряков В. Ю. Студенческие математические олимпиады и конкурсы в УрГПУ как неформальный индикатор уровня и инструмент мотивации к углублению предметной подготовки будущих учителей // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 3. – С. 119–135. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_03_14.
8. Землякова И. В., Чебунькина Т. А. Роль и место математических олимпиад в системе подготовки студентов высших учебных заведений // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2020. – Т. 26, № 2. – С. 206–210. DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-206-210.
9. Келдибекова А. О. Математическая компетентность участников олимпиад как показатель качества уровневой математической подготовки // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 3 (51). – С. 169–187. DOI: 10.32744/pse.2021.3.12
10. Келдибекова А. О. Общие принципы разработки заданий математических олимпиад // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 11-3 (101). – С. 124–128. DOI: 10.23670/IRJ.2020.101.11.095
11. Колобов А. Н. Особенности обучения решению олимпиадных задач в школьном курсе математики // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 4 (95). – С. 18–21. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-495-18-21
12. Крутецкий В. А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
13. Мартыненко И. М., Попов А. И., Пучков Н. П. Непрерывное развитие математического мышления обучающихся средствами олимпиадного движения // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. – 2020. – № 4 (78). – С. 122–136. DOI: 10.17277/voprosy.2020.04.pp.122-136
14. Пермякова М. Ю., Кириллова О. А. О некоторых особенностях подготовки, учащихся к олимпиадам по математике // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 6 (79). – С. 101–103. DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10043
15. Толстых О. Д., Миндеева С. В. Обобщение опыта и перспективы развития олимпиадного движения в техническом вузе [Электронный ресурс] // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2022. – № 1. – С. 218–231. – URL: http://ce.if-mstuca.ru/wp-content/uploads/2022/01/Mindeeva_Tolstykh_CE_2... (дата обращения: 11.08.2023). DOI: 10.51955/2312-1327_2022_1_218.
16. Хаблиева С. Р. Особенности проведения олимпиады по математике в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций // Primo Aspectu. – 2021. – № 3 (47). – С. 59–64. DOI: 10.35211/2500-2635-2021-3-47-59-64.
17. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. – СПб.: Питер, 2004. – 384 с.
18. Bernal Pedraza O. F. Theoretical framework for research on mathematical olympiads in Latin America // EDU REVIEW. International education and learning review / Revista internacional de educación y aprendizaje. – 2020. – Vol. 8, №. 2. – P. 95–101. DOI: 10.15293/1813-4718.2401.0010.37467/gka-revedu.v8.2661
19. He Y., Xiong B., Lin T., Zhang Y. Mathematics competitions in China: practice and influence // ZDM Mathematics Education. – 2022. – №. 54. – P. 1087–1100. DOI: 10.15293/1813-4718.2401.0010.1007/s11858- 021-01325-3
20. Imanah U. N. Kemampuan mahasiswa calon guru matematika dalam menyelesaikan soal olimpiade matematika pada materi aljabar dan geometri // Journal of Mathematics Education and Science. – 2021. – Vol. 4, №. 1. – P. 37–40. DOI: 10.15293/1813-4718.2401.0010. 32665/james.v4i1.177
21. Marushina A. Mathematics competitions: what has changed in recent decades // ZDM Mathematics Education. – 2021. – №. 53. – P. 1591–1603. DOI: 10.15293/1813-4718.2401. 0010.1007/s11858-021-01275-w