УДК: 
374:61+37.0
Андриенко Елена Васильевна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Института физико-математического, информационного и технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, eva_andrienko@rambler.ru, Новосибирск
Сидорова Юлия Халиловна
руководитель центра дистанционных образовательных технологий, Новосибирский государственный медицинский университет; аспирант кафедры педагогики и психологии Института физико-математического, информационного и технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, sidorova@ngmu.ru, Новосибирск
Старухина Наталья Борисовна
ведущий специалист по внедрению информационных систем Центра дистанционных образовательных технологий, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Новосибирский государственный медицинский университет; аспирант кафедры педагогики и психологии Института физико-математического, информационного и технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, starukhina@ngmu.ru, Новосибирск

Особенности педагогического моделирования учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования медицинских работников

Аннотация: 
Введение. Современная система дополнительного профессионального образования предполагает использование новых принципов и подходов к организации педагогического процесса. В связи с этим актуальным является вопрос выбора наиболее подходящих технологий и инструментов для организации обучения и построения эффективной модели учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования медицинских работников. Цель статьи – выявление особенностей педагогического моделирования учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования медицинских работников. Методология и методы исследования: теоретические и концептуальные идеи моделирования, представленные в отечественной и зарубежной литературе, системный, деятельностный, компетентностный методологические подходы. Исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России в Центре дистанционных образовательных технологий департамента последипломного образования. В рамках исследования был проведен опрос среди обучающихся (1217 анкет), преподавателей (89 анкет), работодателей (35 анкет). Результаты исследования. Выявлено, что педагогическое моделирование учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования медицинских специалистов имеет ряд особенностей, определены характеристики учебного процесса, наиболее важные для обучающихся, а также внешние факторы, влияющие на учебный процесс в системе повышения квалификации медицинских работников, и требования к нему. Заключение. При моделировании учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования должны учитываться актуальные требования и потребности медицинских специалистов, что позволяет адаптировать содержание и методику обучения под конкретные профессиональные задачи. Важно учитывать практико-ориентированный характер медицинского образования: стажировки, отработку практических навыков на симуляторах и тренажерах, активное использование цифровых образовательных технологий, возможность индивидуализации обучения, чтобы каждый обучающийся мог развивать свои профессиональные навыки с учетом своих потребностей. Важной частью педагогического моделирования является система оценки успеваемости, мониторинга удовлетворенности обучением слушателей, что позволяет корректировать учебный процесс и обеспечивать высокое качество образования.
Ключевые слова: 
педагогическое моделирование; учебный процесс; моделирование педагогического процесса; дополнительное профессиональное образование; медицинские работники; непрерывное медицинское образование
Библиографический список: 

1. Денисенко А. Ф. Информатизация образования как средство повышения качества подготовки специалистов в медицинском вузе // Университетская клиника. – 2015. – Т. 11, № 1. – С. 38–41.
2. Красильникова Е. С., Хисматуллина З. Р., Терегулова Г. А. К вопросу о подходах к применению инновационных методов и образовательных IT-технологий в медицинском вузе // Инновационные методы и IT-технологии обучения и воспитания в мед. вузе: материалы межвузовской учебно-метод. конф. с международным участием (Уфа, 31 октября 2022 г.). – Уфа: Башкирский гос. мед. ун-т, 2022. – С. 102–104.
3. Попов А. Е., Черданцев Д. В. Современные образовательные технологии в непрерывном последипломном обучении врачей-хирургов // VII съезд хирургов Сибири: сб. науч.-практич. работ (Красноярск, 13–14 ноября 2019 г.) / отв. ред. Т. Г. Рукша. – Красноярск: Версо, 2019. – С. 406–412.
4. Yuk Ming Tang, Ka Yin Chau, Alex Pak Ki Kwok, Tongcun Zhu, Xiangdong Ma. A systematic review of immersive technology applications for medical practice and education – Trends, application areas, recipients, teaching contents, evaluation methods, and performance [Электронный ресурс] // Educational Research Review. – 2022. – Vol. 35. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1747938X2100052X?via%... (дата обращения: 30.09.2023).
5. Гурцкой Л. Д., Начкебия М. С., Тонконог В. В. Применение цифровых технологий в профессиональном образовании // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2023. – Т. 31, № 3. – С. 453–459. DOI: 10.32687/0869-866X-2023-31-3-453-459.
6. Овсяницкая Л. Ю. Построение концептуальной модели как образа педагогического процесса формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 4 (53). – С. 45–48.
7. Омукеева Г. К., Чубаков Т. Ч., Тургунбаев Т. Э. Современные подходы к непрерывному образованию по экстренной медицинской помощи // Здравоохранение Кыргызстана. – 2021. – № 4. – С. 121–129. DOI: 10.51350/zdravkg20211241612.
8. Lin Chen, Xiao-Jiao Tang, Qing Liu, Xuan Zhang. Self-directed learning: Alternative for traditional classroom learning in undergraduate ophthalmic education during the COVID-19 pandemic in China [Электронный ресурс] // Heliyon. – 2023. – Vol. 9, Issue 5. – URL: https://www.cell.com/heliyon/fulltext/S2405-8440(23)02839-6?_returnURL=https%3A%2F%2Flinkinghub.elsevier.com%2Fretrieve%2Fpii%2FS2405844023028396%3Fshowall%3Dtrue (дата обращения: 30.09.2023).
9. Ling Yang, Jiao Zou, Junwei Gao, Xiaotang Fan. Assessing the effectiveness of massive open online courses on improving clinical skills in medical education in China: A meta-analysis [Электронный ресурс] // Heliyon. – 2023. – Vol. 9, Issue 8. – URL: https://www.cell.com/heliyon/fulltext/S2405-8440(23)06471-X?_returnURL=https%3A%2F%2Flinkinghub.elsevier.com%2Fretrieve%2Fpii%2FS240584402306471X%3Fshowall%3Dtrue (дата обращения: 30.09.2023).
10. Попов А. Е., Черданцев Д. В. Современные педагогические методы образовательных технологий в последипломном обучении врачей // Инновационные технологии в медицинском образовании: сб. ст. Всероссийской науч.-практич. конф. с международным участием (Красноярск, 06–07 февраля 2019 г.) / гл. ред. С. Ю. Никулина. – Красноярск: Красноярский гос. мед. ун-т им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, 2019. – С. 138–141.
11. Природова О. Ф., Никишина В. Б., Кузнецова А. А. Моделирование системы непрерывного педагогического образования преподавателей медицинского вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2017. – № 2 (26). – С. 60–68.
12. Афанасьев В. В., Грибкова О. В., Уколова Л. И. Методология и методы научного исследования: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Изд-во Юрайт, 2018. – 154 с.
13. Загвязинский В. И. Методология педагогического исследования. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 119 с.
14. Старикова Л. Д., Стариков С. А. Методология педагогического исследования: учеб. для академического бакалавриата. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 348 с.
15. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: монография. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. – 230 с.
16. Симонов В. П. Моделирование и оценка качества научно-исследовательской работы в образовательных системах: учеб.-метод. пособие для системы высш. и ср. проф. образования. – М.: УЦ «Перспектива», 2010. – 92 с.
17. Огородникова Э. Ю., Яворская О. А., Руденко Е. Е., Кузьменко Ю. А. Дистанционные технологии: синхронный и ассинхронный формат для целей медицинского образования // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. – С. 43. DOI: 10.17513/spno.31155.
18. Кожевников А. А. Особенности моделирования при принятии решений в сфере профессионального медицинского образования // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. – 2021. – № 2 (54). – С. 48–53.
DOI: 10.21672/2074-1707.2021.53.1.0480-053.
19. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения 30.09.2023).
20. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 30.09.2023).
21. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 ноября 2017 года N 926 «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71750330/ (дата обращения: 30.09.2023).