Чудинский Руслан Михайлович
Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики, информационных технологий и цифрового образования, Воронежский государственный педагогический университет, chudinsky@mail.ru, Воронеж
Малева Алла Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и цифрового образования, Воронежский государственный педагогический университет, malevaalla@yandex.ru, Воронеж
Дюжакова Марина Вячеславовна
Доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования, Воронежский государственный педагогический университет, d.sveta@rambler.ru., Воронеж
Дубов Владислав Михайлович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и цифрового образования, Воронежский государственный педагогический университет, urubo@mail.ru, Воронеж
Модель цифрового профиля компетенций студентов педагогического вуза
Аннотация:
В статье актуализируется оценка компетенций студентов педагогического вуза посредством систематического сбора и анализа уровня сформированности компетенций в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы. Необходимость мониторинга и оценки развития компетенций студентов позволяет выявить отсутствие или недостаточный уровень сформированности компетенций у студентов и принимать соответствующие управленческие и педагогические решения по повышению качества образовательного процесса. Одним из таких средств является цифровой профиль компетенций студента педагогического вуза, под которым авторы понимают представленную в цифровом виде в информационно-образовательной среде вуза систему сбора, анализа и визуализации совокупности компетенций, которые формируются и развиваются у студентов в результате освоения основной образовательной программы и во внеаудиторной деятельности, необходимые для осуществления профессиональной педагогической деятельности. В статье представлена модель цифрового профиля компетенций студентов педагогического вуза, определены структурные элементы и функциональные отношения между ними.
Цель статьи – разработать модель цифрового профиля компетенций студентов педагогического вуза, определить объектов и субъектов цифрового профиля, определить структурные элементы цифрового профиля студента педагогического вуза, выявить функциональные отношения и взаимосвязи между структурными элементами модели.
Методология и методы исследования. Исследование выполнено на основе метода моделирования и структурно-функционального метода, обеспечивающего выявление структурных элементов цифрового профиля студента педагогического вуза, определение функциональных отношений и взаимосвязи между структурными элементами и их функции относительно друг друга.
Заключение. Предлагаемая авторами модель направлена на отслеживание уровня формирования цифрового профиля компетенций при переходе от формальной оценки знаний к неформальной оценке способностей, с выстраиванием индивидуального маршрута становления в контексте успешной индивидуальной карьерной траектории студента педагогического вуза. Модель является основой для разработки информационной системы цифрового инструмента и может быть использована для мониторинга и оценки профессиональных компетенций студентов педагогического вуза.
Ключевые слова:
студенты; педагогический вуз; модель; цифровой профиль; компетенции
Библиографический список:
1. Цифровая экономика Российской федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0... (дата обращения: 21.09.2023).
2. Минбалеев А. В. Понятие и правовая природа цифрового профиля человека // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». – 2022. – Т. 22, № 1. – С. 110–116.
3. Коландария Е. М. Профессиональная мобильность – один из аспектов цифрового профиля студента // Наука и школа. – 2022. – № 2. – С. 58–64. DOI: 10.31862/1819-463X- 2022-2-58-64
4.Казаринова Н. Л., Кудреватых В. А., Мишакина М. Г. Оценка фактического результата формирования цифрового профиля студента педагогического университета по цифровому следу // Педагогический журнал. – 2022. – Т. 12, № 6-2. – С. 1140–1154.
5. Цифровое портфолио. Санкт-Петербургский государственный университет [Электронный ресурс]. – URL: https://spbu.ru/file/56866/download?token=EhOirSlV (дата обращения: 21.09.2023).
6. Диагностика готовности первокурсников к продолжению обучения в вузе/ссузе [Электронный ресурс]. – URL: https://diag.i-exam.ru/node/303 (дата обращения: 21.09.2023).
7. Гилязова И. Б., Жарких Л. А., Курдумано-ва О. И. Повышение качества предметной химической подготовки первокурсников // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – № 4 (101). – С. 16–20.
8.Чудинский Р. М., Малев В. В., Титоренко С. А., Гаркавенко Г. В., Морозова В. В. Результаты входной оценки предметного содержания за курс математики среднего общего образования у студентов 1-го курса физико-математического факультета в 2020 г. // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 6 (108). – С. 183–190.
9.Чудинский Р. М. Входная оценка предметного содержания за курс информатики среднего общего образования у студентов 1 курса физико-математического факультета Воронежского государственного педагогического университета в 2019–2021 гг. // Известия Воронежского государственного педагогического института. – 2022. – Т. 295, № 2. – С. 64–71.
10. Чудинский Р. М. Влияние контекстных данных на результаты входной оценки предметного содержания за курс информатики среднего общего образования у студентов // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 3. – С. 82–94.
11. Диагностика знаний по предметам школьного курса на базе 9 и 11 классов [Электронный ресурс]. – URL: https://diag.i-exam.ru/diagnosis_of_knowledge (дата обращения: 21.09.2023).
12. Чудинский Р. М., Малев В. В., Дубов В. М., Морозова В. В. Система оценки качества педагогического образования на основе профессиональных дефицитов в субъектах Российской Федерации // Казанский педагогический журнал. – 2023. – № 3. – С. 7–16.
13. Чудинский Р. М., Малев В. В., Малева А. А., Башарина С. О. Результаты оценки профессиональных дефицитов выпускников педагогического вуза – будущих учителей информатики // Педагогическое образование. – 2023. – Т. 4, № 7. – С. 242–253.