УДК: 
378+316.6
Репринцев Александр Валентинович
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии образования и социальной педагогики, Курский государственный университет, reprintsev@mail.ru, Курск

Социальная и профессиональная адаптация студентов в образовательной среде вуза в последней трети ХХ в.: опыт организации и интерпретации

Аннотация: 
Актуальность проблематики представленного исследования связана с осмыслением и оценкой некоторых форм организации социальной и профессиональной адаптации студентов-первокурсников и их интеграцией в образовательную среду университета, сложившихся и реализованных в практике деятельности отечественных вузов в последней трети ХХ в., их влиянием на личностное, социальное и профессиональное развитие будущих педагогов. Цель статьи состоит в рефлексии опыта адаптации и интеграции студентов-первокурсников в образовательную среду вуза, сложившегося в деятельности историко-педагогических факультетов, действовавших в СССР с 1966 по 1996 гг. Рефлексия такого опыта ориентирована на поиск продуктивных идей, позволяющих в современной практике профессионального психолого-педагогического образования осуществлять адаптацию студентов к нормам и ценностям образовательной среды, формировать устойчивые мотивы саморазвития, самообразования, интенсивно готовиться к профессиональной деятельности в системе российского образования. Ведущими методологическими идеями в анализе опыта адаптации и интеграции студентов в образовательную среду вуза являются принципы объективности, системности, историзма, опоры на результаты практической деятельности, на экспертные суждения и оценки непосредственных участников и организаторов этой работы в последней трети ХХ в. В этих целях был использован метод монографического описания практического опыта деятельности установочного лагеря историко-педагогического факультета Курского государственного педагогического института, беседы с преподавателями и студентами, включенное наблюдение, изучение научных текстов, материалов прессы и интернет-ресурсов. Результаты исследования. Исследование позволило раскрыть место и роль установочных лагерей в обеспечении адаптации и интеграции студентов-первокурсников в образовательную среду вуза, обосновать основные функции лагеря в общей логике личностного, социального и профессионального развития будущих педагогов, охарактеризовать некоторые эффективные виды и формы работы, их практическую результативность. В частности, раскрыты сущность и содержание адаптационной, интеграционной, ценностно-ориентационной функций лагеря первокурсников; представлены виды и формы работы по социально-нравственному, личностно-профессиональному развитию студентов-первокурсников; охарактеризована роль студентов старших курсов в организации жизнедеятельности будущих педагогов в образовательной среде вуза. Заключение. Материалы статьи могут быть использованы руководителями гуманитарных факультетов, преподавателями психолого-педагогических дисциплин, специалистами в области истории высшего профессионального педагогического образования.
Ключевые слова: 
история высшего профессионального образования в последней трети ХХ в.; историко-педагогические факультеты в системе высшего педагогического образования; подготовка специалистов для работы с молодежью; адаптация; интеграция студентов-первокурсников; традиции и опыт профессиональной социализации студенческой молодежи
Библиографический список: 

1. Басов Н. Ф., Басова В. М., Тимонин А. И. Возникновение и становление Костромского истпеда и института педагогики и психологии // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2007. – Т. 13, № S. – С. 5–11.
2. Басов Н. Ф., Кирпичник А. Г., Рассадин Н. М. Феномен пионерфака (К 45-летию историко-педагогического факультета КГПИ) // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2007. – Т. 13, № 1. – С. 97–102.
3. Кирпичник А. Г. Истоки: к 45-летию костромского областного лагеря старшеклассников «Комсорг» имени А. Н. Лутошкина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – Т. 23, № 4. – С. 229–231.
4. Кирпичник А. Г. Научная школа психологии в костромском государственном университете: семидесятые-восьмидесятые годы ХХ века // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2019. – Т. 25, № 1. – С. 253–256.
5. Кирпичник А. Г. Психология и педагогика социального воспитания в творческом наследии А. Н. Лутошкина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2006. – Т. 12, № 1. – С. 194–199.
6. Ходусов А. Н. Педагогика студенческого самоуправления. – Курск: Издательство Курского государственного университета, 2021. – 185 с.
7. Шакурова М. В. Особенности формирования в вузе профессиональной субъектности будущего учителя как воспитателя // Образование и саморазвитие. – 2021. – Т. 16, № 3. – С. 362–374.
8. Шанин Е. А. Интегративная функция воздействия речи организатора юношеской контактной группы: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Курск: КГПИ, 1971. – 21 с.
9. Репринцев А. В. Традиции и опыт профессиональной подготовки педагогических кадров для системы социального воспитания детей и молодежи во второй половине ХХ века: опыт осмысления и интерпретации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т. 27, № 4. – С. 10–22.
10. Сухоруков И. С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодежи // Инновации и качество профессионального образования. – Казань, 2021. – С. 136–140.
11. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. – М.: Просвещение, 1980. – 160 с.
12. Вульфов Б. З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.
13. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. – М.: Просвещение, 1978. – 159 с.
14. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М.: Педагогика, 1988. – 125 с.
15. Булатников И. Е. Педагогическое наследие Б. З. Вульфова в контексте «модернизации» современного российского образования: традиции и уроки системного подхода // Образование личности. – 2012. – № 2. – С. 36–47.
16. Булатников И. Е., Репринцев А. В. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования // Психолого-педагогический поиск. – 2012. – № 22. – С. 19–34.
17. Воспитательная система педагогического вуза: проблемы становления: в 2 т. Т. 2. / под ред. А. В. Репринцева. – Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2002. – 341 с.
18. Проблемы профессионального воспитания будущего учителя: теория и опыт / под ред. А. В. Репринцева. – Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2000. – 268 с.
19. Булатников И. Е. Философско-педагогическое наследие Б. З. Вульфова и реалии современного российского образования: векторы деструкции социальности молодёжи // Берегиня. 777. Сова. – 2022. – № 1 (52). – С. 185–200.
20. Булатников И. Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К. Д. Ушинского // Известия Российской академии образования. – 2014. – № 3 (31). – С. 14–34.
21. Пашков С. В. Духовно-нравственное развитие личности в современном мире как противостояние добра и зла: миссия институтов образования // Берегиня. 777. Сова. – 2022. – № 2-3 (53-54). – С. 85–94.
22. Репринцев А. В. Диалектика отношений учителя и культуры в условиях социальной неопределенности. Остается ли педагог субъектом культуры общества будущего? // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2022. – № 3 (63). – С. 123–144.
23. Пашков С. В. Милосердие как социально-психологическая характеристика нравственного развития личности: механизмы формирования в условиях глобализации культуры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2021. – № 4 (60). – С. 793–806.
24. Пашков С. В. Духовная парадигма и нравственный выбор русского человека в контексте глобализации современного мира // Берегиня. 777. Сова. – 2021. – № 4 (51). – С. 180–192.
25. Булатников И. Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского государственного университета. – 2012. – Т. 18, № 1-1. – С. 146–152.
26. Булатников И. Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. – 2012. – № 4 (24). – С. 23–35.
27. Булатников И. Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободен и ответственности личности // Психолого-педагогический поиск. – 2011. – № 1 (17). – С. 79–90.