УДК: 
373.3/.5+37.0
Байкалова Анна Юрьевна
директор, Содружество лагерей «Синяя птица», 2bcamp@mail.ru, Новосибирск

Становление подготовки педагогических кадров для работы в центрах детского отдыха и оздоровления в России (с 1920-х гг. по настоящее время)

Аннотация: 
Усиление государственного сектора в сфере детского отдыха, изменение модели детства в условиях цифровой социализации оказывают влияние на содержание и формы подготовки педагогов к работе в детских лагерях. Анализ отечественного исторического опыта способствует уточнению теоретических и методических основ организации подготовки профессиональных педагогических кадров для центров детского отдыха и оздоровления, определению условий, оказывающих влияние на содержание и формы данного процесса. Цель статьи: на основе анализа становления и развития деятельности центров детского отдыха в России уточнить сущность и особенности подготовки кадров для центров детского отдыха и оздоровления. Методологическую основу исследования составляет совокупность историко-компаративистского (М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов), социокультурного (А. Г. Асмолов, Г. А. Кадочникова), а также системно-деятельностного подходов (А. Н. Леонтьев, Л. И. Новикова, С. Н. Рубинштейн). Результаты исследования. Предложена хронология эволюции подготовки педагогических кадров для центров отдыха и оздоровления в России с 1920-х гг. по настоящее время. Дано определение и проанализированы основные компоненты подготовки педагогических кадров для центров отдыха и оздоровления (социальный заказ, квалификационные требования, взаимосвязи между всеми субъектами деятельности). Заключение. Представлены перспективы, которые открываются перед современными детскими лагерями при использовании всего потенциала и многообразия форм и методов педагогической работы, используемой в центрах оздоровления и отдыха; определена роль системы подготовки в совершенствовании данных процессов.
Ключевые слова: 
центры детского отдыха и оздоровления; детские оздоровительные лагеря; подготовка педагогических кадров для центров детского отдыха; вожатый; сфера детского отдыха
Библиографический список: 

1. Игра и детское движение. И. Н. Жуков – в помощь организаторам детского движения и педагогам: сборник / сост. И. В. Руденко. – М.: НПЦ ЦС СПО (ФДО), 1992. – 71 с.
2. Крупская Н. К. Коммунистическое воспитание смены: статьи и речи. – М.: Мол. гвардия, ОГИЗ, 1934. – 255 с.
3. Луначарский А. В. Задачи внешкольного образования в Советской России [Электронный ресурс] // Речь, произнесенная на I Всероссийском съезде по внешкольному образованию 6 мая 1919 г. – URL: https://knigism.online/s/17815 (дата обращения: 20.12.2023).
4. Бедерханова В. П. Проектируем лагерь // Народное образование. – 2008. – № 3. – C. 56–63.
5. Газман О. С., Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерском лагере: из опыта работы Всероссийского п/л «Орленок». – М.: Педагогика, 1982. – 96 с.
6. Данилков А. А., Данилкова Н. С. Тренды и тенденции сферы детского отдыха и оздоровления // Народное образование – 2023. – № 2. – С. 25–31.
7. Данилков А. А., Данилкова Н. С. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: монография. – Новосибирск: НГПУ, 2010. – 220 с.
8. Дейч Б. А., Киселева Е. В. Потенциал детского лагеря в личностном развитии вожатого // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 6. – С. 55–65.
9. Коваль М. Б. Педагогика внешкольного учреждения. – Оренбург: Южный Урал, 1994. – 62 с.
10. Шмаков С. А. Дети на отдыхе: Прикладная «энциклопедия.»: Учителю, воспитателю, вожатому. – 2-е изд., доп. – М., 2001. – 173 с.
11. Богданова Е. В. Вожатское лето: день за днем: методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 161 с.
12. Куприянова Б. В., Миновской О. В., Подобина А. Е. и др. Организация досуговых мероприятий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. Б. В. Куприянова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с.
13. Никульников А. Н. Нормативно-правовые и теоретические подходы подготовки вожатого: исторический аспект // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 10. – С. 218–223.
14. Ромм Т. А., Ромм М. В., Скалабан И. А. Исторические очерки российской социальной работы: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. – 134 с.
15. Соловьев З. П. Избранные произведения. Вопросы социальной гигиены и здравоохранения. – М.: Медицина, 1970. – 300 с.
16. Соловьев З. П. Крым-пионерам [Электронный ресурс] // Издание ЦК Общ. Красного Креста РСФСР «Лагерь в Артеке», 1926. – URL: https://suuk.su/knigi/lager_v_arteke.htm (дата обращения: 20.12.2023).
17. Кудинов В., Тупиченков С. Партия, комсомол и вожатский кадр. Предисловие к документам КПСС и ВЛКСМ о кадрах пионерских работников. – М., 1970. – 230 с.
18. Гузненко З. И. К вопросу об обеспечении школ пионервожатыми в годы Великой Отечественной войны // Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе, социальной педагогике и физическому воспитанию: материалы научно-практической конференции (3 апреля 2001 г.). – Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 2001. – С. 22–30.
19. Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. – М.: ЭКСМО-Пресс: Алгоритм, 2001. – Т. 2. – 138 c.
20. Куприянов Б. В. Коммунарская легенда «Орленка» // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 6. – С. 13–21.
21. Мудрик А. В. Три года, породившие легенду // Социальная педагогика: люди, идеи, проблемы: сборник / под общ. ред. Т. А. Ромм, Т. Т. Щелиной. – Арзамас: АГПИ, 2011. – С. 147–154.
22. Лутошкин А. Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы / под ред. Б. З. Вульфова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 208 с.