УДК: 
378:793
Давыдова Анастасия Александровна
аспирант кафедры педагогики, психологии и физической культуры, старший преподаватель кафедры народного танца, Кемеровский государственный институт культуры, davidova_nastya@mail.ru, Кемерово
Чурекова Татьяна Михайловна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и физической культуры, Кемеровский государственный институт культуры, churekova_t@mail.ru, Кемерово

Факторы и условия практической подготовки будущих педагогов-хореографов

Аннотация: 
В статье актуализируется задача, подчеркнутая в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по всем направлениям подготовки хореографов, а также в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ МТиСЗ РФ от 22.10.2021 года), а именно подготовка будущих специалистов в области хореографии к педагогической деятельности. Цель статьи – акцентировать внимание на факторах, обусловливающих данный процесс, поскольку педагогические задачи присутствуют во всех видах профессиональной деятельности будущих хореографов. Исследование проводилось на основе методов сравнительного, критического анализа, синтеза, обобщения и интерпретации. Изучение нормативных документов, психолого-педагогической научной литературы и практики позволило нам выделить факторы, оказывающие наибольшее влияние на практическую подготовку будущих хореографов и разделить их по источнику воздействия на внешние и внутренние. К внешним факторам отнесены: культурно-образовательная среда, взаимодействие с преподавателями, студенческий коллектив. К внутренним факторам: увлеченность профессией, способность к творчеству, саморазвитие, самообразование и самовоспитание. На основании данных факторов были выделены и обоснованы условия, под воздействием которых можно существенно улучшить данный процесс. К таким условиям отнесены: обогащение педагогической составляющей в преподавании специальных дисциплин студентов-хореографов; включение обучающихся в практико-ориентированную деятельность в процессе прохождения практик; использование новых технологий в преподавании дисциплин. В заключении делается вывод о том, что практическая подготовка к педагогической деятельности студентов-хореографов представляет собой процесс комплексного воздействия факторов, определяемых спецификой хореографического образования, реализуемый за счет теоретически раскрытых в статье педагогических условий.
Ключевые слова: 
практическая подготовка; подготовка хореографов; педагогическая деятельность; факторы профессиональной подготовки; педагогические условия; педагог-хореограф; студенты-хореографы
Библиографический список: 

1. Смелковская Е. В. Два аспекта подготовки студентов хореографических факультетов университетов культуры и искусств // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. – 2015. – № 1 (37). – С. 82–84.
2. Давыдова А. А. Сущностная характеристика понятия практическая подготовка в профессиональном образовании студентов-хореографов // Вестник КемГИК. – 2022. – № 61. – С. 210–216.
3. Базовая кафедра вуза как основа развития территориальных систем профессионально-педагогического образования: монография / Л. А. Бердюгина, А. Г. Жуков, Г. Н. Жуков, Е. В. Зудов, И. Ю. Кузнецова, О. Ю. Мельникова, Л. Г. Пересыпкина, В. Т. Сопегина, Е. А. Шакуто, Е. Ю. Шакуто; под ред. Г. Н. Жукова, В. Т. Сопегиной, Е. А. Шакуто. – Уфа: Аэтерна, 2018. – 290 с.
4. Землянская Е. Н., Безбородова М. А. Моделирование практической подготовки студентов-педагогов в условиях школьно-университетского партнерства // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 6, Вып. 1. – С. 123–128.
5. Ермакова О. Е., Мартынова Е. С. Факторы, способствующие формированию мотивации достижения успеха у обучающихся в процессе профессиональной подготовки // Современный образовательный процесс: теория и практика внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: материалы Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции. – 2018. – С. 164–167.
6. Невзорова А. В. Стимулирующие и сдерживающие факторы профессиональной подготовки педагогов // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 69-2. – С. 124–128.
7. Сабанцева Т. В. Анализ современных требований работодателя к профессиональным навыкам бакалавра по направлению подготовки «Хореографическое искусство» // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2022. –
Т. 16, № 2. – С. 165–173.
8. Скребнева Н. Р. Факторы повышения профессиональной компетентности педагога-музыканта в процессе вузовской подготовки // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2019. – № 2 (47). – С. 190–196.
9. Акимова О. И. К вопросу о показателях качества образования будущего педагога // Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей II Международной научно-практической конференции (Пенза, 23 января 2017 года). – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г..Ю.), 2017. – С. 226–228.
10. Борейко О. Н. Факторы и условия успешной подготовки социальных педагогов // Педагогические и социальные вопросы образования: сб. мат. Межд. научно-практич. конф. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Мин. образования и молодежной политики Чувашской Респ. – 2020. – С. 24–27.
11. Омельченко Е. А., Чурекова Т. М. Становление культуры самовыражения студентов в процессе профессиональной подготовки: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. – 225 с.
12. Зайферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа. – СПб.: Лань, Издание «Планета музыки», 2012. – 128 с.
13. Корчмар О. Г. Творческая педагогическая деятельность как фактор повышения качества образования // Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей: материалы международной электронной научно-практической конференции: в 4 т. (Донецк, 01–31 октября 2020 года). Том 2. Часть 2. – Донецк: Истоки, 2020. – С. 98–101.
14. Дронова Т. Н. Личностно-профессиональная позиция педагога как фактор творческого саморазвития работника образовательной организации // Приоритеты воспитания: историко-культурный поиск и современные практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции (к 90-летию Воронежского государственного педагогического университета): к 90-летию ВГПУ: в 2 ч., (Воронеж, 19–20 мая 2021 года). Часть II. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2021. – С. 191–196.
15. Меренюкова А. М. Проблема подготовки педагога-хореографа в истории культуры и в современном обществе // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. – 2021. – № 1 (9). – С. 100–105.
16. Костюнина A. A. Практико-ориентированная профессиональная подготовка будущих педагогов: технологический аспект // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2 (ч. 3). – С. 499–503.
17. Львов Л. В. Персональная траектория развития в практико-ориентированном образовательно-профессиональном процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2019. – Т. 11, № 4 (46). – С. 118–125.
18. Абрамова И. В., Корниенко Е. Г. Практико-ориентированное обучение при подготовке хореографов ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» // Тенденции и перспективы развития хореографического искусства на современном этапе: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. – Орёл: Орловский государственный институт культуры, 2021. – С. 5–9.
19. Сергеева Е. Ф., Моисеенко Р. Н. Практико-ориентированное обучение при подготовке специалистов по направлению «Хореографическое искусство» // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2018. – № 4. – С. 155–161.
20. Мочалова Н. В. Цифровые технологии в хореографии: реалии и перспективы развития // Международный форум Kazan Digital Week-2022: Сборник материалов Международного форума (Казань, 21–24 сентября 2022 года) / под общ. ред. Р. Н. Минниханова. – Казань: Научный центр безопасности жизнедеятельности, 2022. – С. 651–655.
21. Нижникова Т. Ю. Новые возможности видео-фиксации хореографического наследия как условие формирования эстетического вкуса учащихся ДШИ // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы междунар. науч.-творч. форума (научной конференции) (7–8 ноября 2019 г.). – Челябинск: ЧГИК, 2019. – С. 184–188.