УДК: 
373.3/.5+316.6
Нерадовская Ольга Рамазановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и управления образованием, Томский государственный педагогический университет, neradovskayaor@tspu.edu.ru, Томск
Стародубцев Вячеслав Алексеевич
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и управления образованием, Томский государственный педагогический университет, starslava@mail.ru, Томск

Агентность педагога как показатель развития лидерского потенциала

Аннотация: 
Нелинейность, многоконтекстность и изменчивость современного мира находят свое отражение в политике, экономике, образовании и других сферах жизни человека. В ситуации разнообразия различных социальных сред и пространств, функционально-смысловой неопределенности различных контекстов большое значение приобретает транспрофессионализм педагога, его умение непрерывно развиваться, самостоятельно выстраивать взаимодействие с окружающим миром, проявляя свою агентность. Цель исследования – операционализация содержания понятия агентности педагога и его проявления как показателя развития лидерского потенциала с учетом происходящих изменений в современном мире. Методология. Трактовка сущности терминов «агентность» (agency) и «лидерский потенциал» педагога осуществлялась с использованием метода семантического анализа их содержания в отечественных и зарубежных источниках. Применение деятельностного и акмеологического подходов обусловлено необходимостью определения ключевого механизма реализации агентности педагога в сопоставлении значимых категорий (агентность, лидерство и менеджмент). Использовались общенаучные методы исследования: теоретический анализ и синтез, систематизация и обобщение научной литературы по теме исследования. Результаты исследования. В качестве основного механизма проявления агентности педагога предложен коннективизм (социальная поливалентность) как способность педагога находить и поддерживать условия, формы, пути и способы общения с представителями разных профессий, социальных групп и статусов, убеждений, возрастов для организации совместных акций, событий, продуктивной деятельности, что позволило установить ключевую роль агентности в развитии лидерского потенциала педагога – создание атмосферы сотрудничества в рамках образовательной организации и вне ее. Заключение. Сделан вывод, что педагогу, как носителю и субъекту общественных отношений, необходимо развивать свою агентность и лидерский потенциал для ориентации и адаптации в меняющемся мире в интересах устойчивого развития регионов и страны в целом.
Ключевые слова: 
нелинейный мир; агентность педагога; лидерский потенциал; акмеологический подход
Библиографический список: 

1. Сорокин П. С., Зыкова А. В. Развитие «агентности» как задача образовательной политики в ХХ веке: мировой опыт исследований и разработок // Мониторинг экономики образования. – 2020. – Вып. 37. – С. 1–5.
2. Ребрей С. М. Концепция агентности как новый подход к измерению гендерного неравенства // Женщина в российском обществе. – 2022. – № 3. – С. 108–117.
3. Стрельников С. С., Туров Р. С. Самостоятельность: запрос общества и ответ системы высшего образования // Человеческий капитал. – 2022. – № 10 (166). – С. 140–147.
4. Обухов А. С. Видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий // Исследователь/Researcher. – 2020. – Т. 31, № 3. – С. 6–12.
5. Гасинец М. В. Роль учителя в реализации реформ содержания образования: опыт зарубежных исследований // Педагогика и психология образования. – 2022. – № 1. – С. 70–85.
6. Гасинец М. В., Капуза А. В., Добрякова М. С. Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения // Вопросы образования / Educational Studies. – 2022. – № 1. – С. 75–97.
7. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – 318 с.
8. Мень М. А. Лидерство как организационный феномен: взаимосвязь социальных и личностных аспектов: социально-философский анализ: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. – М.: Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, 2013. – 40 с.
9. Родионов П. В. Общественная профессиональная организация вуза как основа подготовки студентов по специальности // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 5. – C. 166–170.
10. Florida R. The Rise of the Creative Class: And How It’s Transforming Work, Leisure and Everyday Life. – New York: Hardcover – International Edition, 2002.
11. Стародубцев В. А. Персональные образовательные сферы в информационном обществе: взаимосвязь с компетенциями // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 10. – С. 49–57.
12. Стародубцев В. А. Формирование персональной 4D образовательной среды // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалы XV междунар. научно-практич. конф. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2022. – С. 144–148.
13. Алексеева Е. А. Искусственный преподаватель: субъектность или агентность? [Электронный ресурс] // Искусственные общества. – 2020. – T. 15, Вып. 2. – URL: https://artsoc.jes.su/s207751800009804-3-1/?vsclid=lp9o8zb4f0493843418 (дата обращения: 04.10.2023).
14. Сорокин П. С. «Трансформирующая агентность» как предмет социологического анализа: современные дискуссии и роль образования // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2021. – Т. 21, № 1. – С. 124–138.
15. Молл Е. Г. Управление карьерой менеджера. – СПб.: Питер, 2012. – 390 с.
16. Психология современного лидерства: американские исследования / под ред. Дж. П. Канджеми, К. Дж. Ковальски, Т. Н. Ушаковой ; [пер.: А. В. Александрова]. – М.: Когито-центр, 2007. – 284, [3] с.
17. Авдеев П. С. Роли и функции лидера [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – № 10. – URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/10/5863 (дата обращения: 24.10.2023).
18. Колесникова, И. А., Лилиенталь И. Е. Организационно-педагогические условия развития лидерского потенциала руководителя образовательной организации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. –2019. – № 1 (70). – С. 125–131.
19. Прозументова Г. Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели // Вестник Томского государственного университета. – 2012. –№ 358. – С. 182–188.
20. Фокс Кабейн О. Харизма: Как влиять, убеждать и вдохновлять: пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2022. – 378 с.
21. Аузан А. А. Культурные коды экономики: Как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа. – М.: АСТ, 2022. – 160 с.