УДК: 
37.0
Степанов Павел Валентинович
Кандидат педагогических наук, Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории теории воспитания, ФГБНУ ИСТО РАО, semya-2005@yandex.ru, Москва

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕНАУЧНОМ КОНТЕКСТЕ

Аннотация: 
Существуют проблемы, считающиеся в любой науке ключевыми, основопо-лагающими. Одной из таких проблем является проблема достоверности результатов научных исследований, достоверности предлагаемых педагогической наукой концепций, теорий, моде-лей, описывающих и объясняющих те или иные феномены воспитания. В данной статье пред-принята попытка рассмотреть эпистемологические проблемы теории воспитания в контексте предлагаемых современной философией науки способов их решения. В статье затрагивают-ся вопросы достоверности результатов исследований и их верификации или фальсификации; стандартов научной рациональности и их влияния на качество исследования; статуса использу-емых исследователем объясняющих моделей; профессиональной экспертизы разрабатываемых моделей, концепций, теорий и роли в этом процессе педагогического сообщества.
Ключевые слова: 
воспитание, теория воспитания, эпистемология, объясняющие модели, верификация, фальсификация, экспертиза
Библиографический список: 

1. Беляев Г. Ю. Актуальные направления и модели воспитания в современной международной практике // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №3. – С. 42–48.
2. Воропаев М. В. Внепарадигмальные механизмы развития педагогического знания // Стратегия и ресурсы социального воспитания: вызовы XXI века. Материалы Международной научно-практической конференции в рамках YI Сибирского педагогического семинара (6-8 ноября 2012 г., Новосибирск) / под ред. Т.А.Ромм, И.В.Хромовой. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. – Т.1. – С. 23–33.
3. Демакова И. Д. Междисциплинарный подход в теории воспитания: в поисках новой методологии // Вопросы воспитания. – 2012. – № 1. – С.14–20.
4. Иванова С. В. Проблемы развития дидактических систем: философско-методологический контекст: монография. – М.: ФГНУ ТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. – 176 с.
5. Лукацкий М. А. Описательная, объяснительная и предсказательная функции современной педагогической науки. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2013. – 192 с.
6. Методологические последствия парадигмального сдвига в теории воспитания / Ред. Н.Л.Селиванова, Е.И.Соколова. – М.-Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2011. – 200 с.
7. Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. – М.: Прогресс, 1983. – 605 с.
8. Ромм Т. А. Теория воспитания в изменяющемся обществе // Вопросы воспитания. – 2012. – № 1. – С. 20–27.
9. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. – М.: Аграф, 1999. – 384 с.
10. Селиванова Н. Л. Воспитание: от теории к практике // Воспитательная работа в школе. – 2003. – № 5. – С. 5–9.
11. Степанов П. В. От инструктивного к конструктивному, вокруг языка, мимо классической концепции истины // Вопросы воспитания. – 2014. – № 1. – С. 70–76.
12. Тулмин Ст. Человеческое понимание. – М.: Прогресс, 1984. – 328 с.
13. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. – М.: АСТ; АСТ Москва, 2010. – 378 с.
14. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 432 с.
15. Эко У. О бытии [Электронный ресурс] URL: http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=bibl;action=display;num=11... (дата обращения: 12.01.2015)