УДК: 
796.011+612.6
Криволапчук Игорь Альлерович
Доктор биологических наук, заведующий лабораторией физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, Институт возрастной физиологии РАО, i.krivolapchuk@mail.ru, Москва

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: Сообщение I. Адаптивность и нелинейность развития, обусловленность его наследственными и средовыми факторами

Аннотация: 
В статье исследуется проблема педагогического сопровождения биологически детерминированных процессов роста и развития детей на занятиях по физическому воспитанию. В ходе анализа и обобщения имеющихся данных показано, что для реализации эффективного педагогического сопровождения необходимо четкое понимание педагогами основных закономерностей роста и развития ребенка, определяющих его особенности и приспособительные возможности в различные возрастные периоды. В данном сообщении такие закономерности развития как адаптивность, нелинейность, а также обусловленность его наследственными и средовыми факторами рассматриваются в контексте важнейших задач физического воспитания детей.
Ключевые слова: 
педагогическое сопровождение, закономерности роста и развития, физическое воспитание, двигательные способности, здоровье
Библиографический список: 

1. Анохин П. К. Кибернетика функциональных систем: избранные труды. – М.: Медицина, 1996. – 400 с.
2. Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. – Л., 1975. – С. 5–67.
3. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (Физиология развития). – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
4. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология развития: психофизиологические основы детской валеологии. – М.: Владос, 2000. – 144 с.
5. Забоева М. А. К вопросу о соотношении понятий «педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка» // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2013. – № 3 (19). – С. 43–48.
6. Зациорский В. М., Сергиенко Л. П. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека // Теория и практика физической культуры. –1975. – № 6. – С. 22–28.
7. Казанская В. Подросток: социальная адаптация. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.
8. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л.М. Щипицыной. – СПб.: Речь, 2003, – 240 с.
9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17 ноября 2008 г. № 662-р). – 194 с.
10. Корниенко И. А., Сонькин В. Д., Тамбовцева Р. В. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности: Итоги 30-летнего исследования. Сообщение I. Структурно-функциональные перестройки // Физиология человека.– 2005. – Т.31, № 4. – С. 42–46.
11. Корочкин Л. И. Биология индивидуального развития (генетический аспект). – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 264 с.
12. Криволапчук И. А. Факторная структура функционального состояния детей 5-6 лет // Физиология человека.– 2014. – Т.40, № 5. – С. 48–56.
13. Морфология человека. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 344 с.
14. Москатова А. К. Влияние генетических и средовых факторов на развитие моторных способностей. – М.: ГЦОЛИФК, 1983. – 39 с.
15. Москатова А. К. Генетические и средовые факторы развития и изменчивости двигательных качеств // Физиология человека / Под общ. ред. В.И. Тхоревского, 2001. – C. 368–382.
16. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 04 февраля 2010 г. Пр-271). [Электронный ресурс]. – URL: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/659 (дата обращения: 8.01.2015).
17. Панасюк Т. В. Конституциональная принадлежность как основа прогноза роста и развития: автореф. дис. … докт. биол. наук. – М., 2008. – 30 с.
18. Пичугина Г. В. Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка обучающихся в технологическом образовании // Школа и производство. – 2009. – № 8. – С. 3–6.
19. Сергиенко Л. П. Основы спортивной генетики. – К.: Вища шк., 2004. – 661 с.
20. Сонькин В. Д. Энергетика детского организма: качественная и количественная специфика // Физиология человека.– 2014.– Т.40, № 5. – С. 103–114.
21. Судаков К. В. Функциональные системы. М.: Издательство Российской академии наук, 2011. – 320 с.
22. Сухарев А. Г., Игнатова Л. Ф., Стан В. В., Шелонина О. А., Цыренова Н. М., Лукашова Ю. А Медикосоциальная оценка образа жизни школьников // Российский педиатрический журнал. – 2014 – Т.17, №3. – С. 37–40.
23. Сухарев А. Г. Шесть закономерностей роста и развития детского организма. – М.: МИОО, 2008. – 64 с.
24. Тэннер Дж. Рост и конституция человека // Биология человека. – М.: Мир, 1979. – С. 366–471.
25. Фарбер Д. А., Безруких М. М. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка // Физиология человека. – 2001. – Т. 27, № 5. – С. 8–16.
26. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии. – М.: Изд–во Московского психолого- социального института, 2010. – 768 с.
27. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. – М.: Образование от А до Я, 2000. – 319 с.
28. Фогель М., Мотульски А. Генетика человека: в 3 т. – М.: Мир, 1989-1990. – Т. 3. – 366 с.
29. Шмальгаузен И. И. Рост и дифференцировка // Избранные труды в 2 т. – Киев, 1984. – С. 176-186.
30. Global Recommendations on Physical activity for Health. – Geneva, World Health Organization, 2010. – 60 p.
31. Krivolapchuk I. A. Peculiarities of preschool aged boys’ and girls’ physical state // Medicina dello Sport, 2014, 67(2), 241–250.