УДК: 
37.013.2
Анкваб Марина Фёдоровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Абхазский государственный университет, ankvab.marina@yandex.ru, Сухум

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В АБХАЗСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация: 
Статья раскрывает понятие национального воспитания и приводит определение «абхазской народной педагогики». В работе характеризуется содержание понятия как средства противостояния возможным негативным последствиям интеграции Республики Абхазия в мировое сообщество и сохранения этнической специфики народа. Автор обнаруживает сферы задач этнического просвещения и выявляет ценности народного воспитания абхазов, которые являлись основой обучения на протяжении столетий и применялись поколениями в Абхазии. Основное внимание в статье акцентируется на вековых традициях, нормах и укладе жизни этноса, выраженных в понятии «апсуара» (абхазство), выделяются его главные составляющие, которые выступают в качестве принципов воспитания подрастающего поколения и применение которых необходимо расширить на всех ступенях системы образования Абхазии. Актуальность статьи заключается в стремлении сохранить абхазскую самобытность в период всеобщей глобализации. В заключении предлагаются методы воспитания по законам апсуара.
Ключевые слова: 
принципы воспитания; абхазская народная педагогика; этнопедагогика Абхазии; апсуара; абхазство; Республика Абхазия; абхазский народ; система образования Абхазии, национальное просвещение.
Библиографический список: 

1. Агавелян О. К., Касенова Н. Н., Кергилова Н. В. Психологические условия формирования этнической идентичности и этнической толерантности студентов республики Алтай //Сибирский педагогический журнал . – 2012. №7. – С. 36–42
2. Аргун Ю. Г., Анчабадзе Ю. Д. Абхазы. – М.: Наука, 2007. – 547 с. – (Народы и культуры).
3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебник для вузов – СПб: Питер, 2000. – 304 с.
4. Захарова Л. М. Народная педагогика как основа гуманизации дошкольного образования. //Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2010. – № 4. – С. 35–38.
5. Крысько В. Г. Этническая психология: учебник для бакалавров. – Юрайт, 2014. – 359 с.
6. Куправа А. Э. Апсуара. Среда формирования. Духовные и нравственные основы. – Сухум, АГУ, 2000. – 60 с.
7. Кураскуа В. Б. Абхазская национальная школа. (1921-1958). – Сухум, Абхазский государственный университет, 2003. – 84 с.
8. Кущетерова Ф. Т. Традиции как фактор воспитания в народной педагогике карачаевцев. //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 113. – С. 43–49.
9. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
10. Титаренко Н. И. Социокультурное наследие народов поликультурного региона как средство становления опыта жизнедеятельности детей: сборник научных трудов Sworld. 2011. – Т. 17. – № 2. – С. 58–63.
11. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – Т. 5. – М.: Педагогика, 1990. – 528 с.
12. Фидарова Р. Я. Этническое мировоззрение осетин (Ирондзинад). Генезис. Структура. Этапы развития: В 4 кн. – Книга 2. – Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ, 2013. – 355 с.
13. Ханбиков Я. И. Народная педагогика. – Казань, 1966. – 126 с.
14. Цаллагова З. Б. Этнопедагогический потенциал северокавказских пословичных назиданий. Всероссийские Миллеровские чтения. – 2011. – № 2. – С. 147–166.
15. Чеджемов С. Р. История педагогики и образования осетинского народа XVIII - XX вв.: дис. ... д-ра пед. наук. – Владикавказ, 2003. – 368 c.
16. Шамба О. Б. Пословицы абхазского народа – Сухум: АГУ, 1994. – 78 с.
17. Thompson L. Teaching about ethnic minority families using a pedagogy of care. Family Relations. 1995. – Т. 44. – № 2. – PP. 129–135.
18. Zhekibaeva B. A. Essence and Content Schoolchildren’s Ethnic Education. European researcher. – 2013. – № 5-3 (50). – PP. 1426–1432.