УДК: 
37
Чухров Александр Семенович
Кандидат технических наук, Кандидат технических наук, доцент кафедры систем радиосвязи, Сибирский Государственный университет телекоммуникаций и информатики, mba3@ngs.ru, Новосибирск

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация: 
В статье обсуждаются вопросы реализации воспитательной функции в условиях образовательного процесса в техническом университете, анализируются педагогические условия и факторы профессионально-личностного становления студентов технического университета, обосновываются принципы воспитания студентов с учетом специфики технического образования. Представлена краткая характеристика условий, способствующих форми¬рованию у студентов ценностно-смыслового отношения к себе, другим людям, к окружающему миру, актуализации потребности к само¬развитию личности будущего инженера. Дается обоснование принципов воспитания студентов с учетом специфики технического образования. Обозначены направления реализации комплекса воспитательных задач – профессиональных, социально-педагогических, социально-психологических.
Ключевые слова: 
студенческая молодежь, воспитание, техническое образование, ценностно-смысловое отношение.
Библиографический список: 

1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. –СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с
2. Аллахвердов В. М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания.– СПб.: Речь, 2003. – 368 с.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 282 с.
4. Барнетт Р. Осмысление университета. Образование в современной культуре. Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования БГУ; под ред. М. Гусаковского. – Минск.: Пропилеи, 2001. – 128 с.
5. Белобрыкина О. А. Традиции как средство развития профессиональной идентичности студентов-психологов //Психология в вузе.–2004. № 2.–С. 99–109.
6. Большунова Н. Я. Субъектность как социокультурное явление. –Новосибирск: НГПУ, 2005. – 324 с.
7. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.: МПСИ, 2003. – 408 с.
8. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. – М.: Прогресс, 1985. – 452 с.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с
10. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика: Философия. История. Теория. – М.: Голос, 2001. – 696 с.
11. Киселев Н. Н., Киселева Е. В. Воспитание в вузе: исторические традиции, современные тенденции : исторические традиции, современные тенденции //Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 2. – С. 28–32.
12. Кононова М. Ю. Педагогический процесс и воспитание студентов в техническом вузе //Высшее образование в России. – 2011. – № 8-9. – С.51–54.
13. Методические рекомендации по анализу содержания и качества воспитания студентов в системе высшего профессионального образования (для эксперта аттестационной комиссии). – М.: Национальный институт бизнеса, 2006. – 26 с.
14. Ньюмен Дж. Идея университета. – Минск: БГУ, 2006. – 208 с.
15. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. – Минск: БГУ, 2005. – 104 с.
16. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=97368;d... (дата обращения: 10.11.2014).
17. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы (утверждена приказом Минобразования РФ от 18 октября 1999 г. № 574) [электронный ресурс] //Государственная дума [официальный сайт]. URL: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4532/15418 (дата обращения: 12.08.2014).
18. Ромм М. В., Ромм Т. А. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование в России. – 2010. – № 12. – С. 104–114.
19. Руткевич М. Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1965 – 2002). – М.: Гардарики, 2002. – 541 с.
20. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Академия, 2001. – 304 с.
21. Социология в России. – М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. – 696 с.
22. Чесноков В. А Развитие субъектности личности будущего юриста в процессе профессиональной подготовки: автореф. … канд.пед.наук. – Барнаул, 2012. – 23 с.
23.Чухров А. С. Принципы организации воспитательного процесса в техническом университете //Мир науки, культуры, образования. – №5, [42], 2013. – С. 209–211.
24. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 600 с.
25 Ясперс К. Идея университета. – Минск.: БГУ, 2006. – 159 с.
26. Charles D. R. Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities //Rebalancing the Social and Economic. Learning, Partnership and Place / C. Duke, M. Osborne, B. Wilson (eds.). – NIACE, 2005. – PP. 148–150.