УДК: 
37.015.31:347.63
Мазина Оксана Назимовна
Кандидат педагогических наук, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет, mazina-oks@mail.ru, Оренбург

ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация: 
В статье рассматривается актуальная проблема обеспечения и защиты прав детства в условиях образовательной организации. Автором обоснована необходимость и возможность осуществления правового воспитания обучающихся через создание правового пространства и учреждение института уполномоченного по правам всех участников образовательного процесса. Приоритетной целью учреждаемого института, по мнению автора, является формирование не столько правовой осведомленности, сколько развитие правосознания, осуществление правового воспитания обучающихся, так как первостепенное значение приобретают права личности и ее персональная ответственность, что обеспечивает необходимый опыт социализации. Раскрыты понятие, цели и задачи института уполномоченного по правам участников образовательного процесса.
Ключевые слова: 
права ребенка, Конвенция о правах ребенка, правовое воспитание, участники образовательного процесса.
Библиографический список: 

1. Билалов Р. К., Саматова А. А. Поможет ли детям новый уполномоченный? // Научный Татарстан. – 2010. – №1. – С. 6–8.
2. Демакова И. Д. Теоретические основы деятельности уполномоченного по правам ребенка / И.Д. Демакова // Вопросы воспитания. – 2014. – №1. – С. 36–47.
3. Капитонова Е. А. Проблемы правового регулирования обязанностей ребенка в образовательной сфере // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2014. – №1(29). – С. 51–60.
4. Каримулаева Э. М., Мусакаева З. З. Педагогические условия обучения школьников правам ребенка // Школа будущего. – 2013. – №3. – С. 14–20.
5. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // КонсульатнтПлюс : Высшая школа : учеб. пособие. – Электрон. текстовые данные (400Мб). – [М.] : КонсультантПлюс, 2004-2013. – Вып. 19 : К весеннему семестру 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
6. Мазина О. Н. Особенности становления омбудсмена по правам ребенка в Оренбургской области // Молодой ученый. – 2013. – №10. – С. 515–517.
7. Поддубная Т. Н., Ивашин А. Б., Поддубный А. О. Детский омбудсмен как субъект социально-педагогической защиты детей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2014. – №2(136). – С. 59–63.
8. Сизов Д. Г. Зачем школе омбудсмен? / Д.Г. Сизов // Директор школы. – 2012. - №3(166). – С. 98–102.
9. Скрыпникова Е. М. Роль взрослого в реализации участия детей в принятии решения // Сибирский педагогический журнал. – №6. – 2014. – С. 50–54.
10. Archard D., Skivenes. – M. 2009, ‘Balancing a Child's Best Interests and a Child's Views,’ International Journal of Children's Rights, no 17, pp. 1–21.
11. The European Ombudsman – Origins, Establishment, Evolution – Commemorative volume published on the occasion of the 10th anniversary of the institution [Электронный ресурс]. URL: http://www.ombudsman.europa.eu/resources/historicaldocuments.faces (дата обращения: 19.01.2015).