УДК: 
378:78.01+ 785
Фролова Наталия Александровна
Кандидат педагогических наук, Кандидат педагогических наук, профессор кафедры инструментального исполнительства, Поволжская государственная социально-гуманитарной академия, alex11@telenettv.ru, Самара

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ АУТОДИДАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ

Аннотация: 
В статье раскрывается актуальность проблемы аутодидактики; обосновывается понимание аутодидактики как самостоятельного раздела дидактики; в контексте профессиональной подготовки студентов в вузе раскрывается сущность и вводится рабочее определение понятий «аутодидактика» и «аутодидактические процессы» (АДП). Обращаясь к процессу обучения студентов-музыкантов в исполнительском классе, автор рассматривает особенности исполнительской подготовки в вузе; выявляет причины, мешающие полноценному течению АДП. В статье определяются виды музыкально-исполнительской деятельности, ориентированные на самообразование: ансамблевое музицирование содействует развитию способности к антиципации, уверенности в собственных силах; чтение музыки с листа активизирует исполнительские и музыкально-интеллектуальные ресурсы личности; эскизное разучивание музыкального материала позволяет студентам максимально реализовать творческий потенциал, осознать и соотнести свои возможности с требованиями профессии; самостоятельное освоение музыкального произведения способствует воспитанию творческой инициативы и выработке критического мышления.
Ключевые слова: 
аутодидактика; аутодидактические процессы (АДП); виды музыкально-исполнительской деятельности – ансамблевое музицирование, чтение музыки с листа, эскизное разучивание музыкального материала, самостоятельное освоение музыкального произведения.
Библиографический список: 

1. Автодидактика учащегося в интернет [Электронный ресурс]. URL: http://moikompas.ru/compas/autodidactic (дата обращения: 23.10.2014).
2. Ануфриев Е. А. Формирование навыков ансамблевого музицирования у студентов-бакалавров в образовательной среде вуза // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine (дата обращения: 11.01.2015).
3. Ефимова Ю. В. О формировании у студентов информационно-коммуникационной компетентности // Образование и саморазвитие. – 2014. – № 2 (40). – С. 100–105.
4. Жукова Е. Д. Самообразование как парадигма образования XXI века в контексте образовательных технологий подготовки культуролога // Обсерватория культуры. – 2008. – № 3. – С. 106–109.
5. Кичева И. В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004. – 404 с.
6. Левитес Д. Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. – М.: Изд-во Московского псих.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 320 с.
7. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. – 5-е изд. – СПб.: Лидер, 2007. – 192 с.
8. Моисеев А. П. Некоторые вопросы организации терминологического аппарата аутолингводидактики // Преподавание иностранных языков и культур: история и современность: сб. науч. тр. – Пятигорск: ПГЛУ, 2003. – 298 с. [Электронный ресурс]. URL: http://reftrend.ru/1135049.html (дата обращения: 11.01.2015).
9. Педагогика: наука и искусство. Предмет и общая характеристика [Электронный ресурс]. URL: http://klinza.com/page30.htm (дата обращения: 22.10.2014).
10. Ромащук И. М. Высшее музыкальное образование: проблемы и перспективы // Образование в сфере искусства. – 2014. – №2 (3). – С. 70–75.
11. Скокова Л. В., Дамбуева А. Б. Самостоятельная работа студентов в контексте смешанно-го обучения // Сибирский педагогический журнал. – 2014. –№ 4. – С. 39–42.
12. Фризен М. А. Психология саморазвития: монография. – Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2013. – 171 с.
13. Darling-Hammond L., Hammerness K., Grossman P., Rust F., Shulman L. The Design of Teacher Education Programs // Darling-Hammond L., Bransford J. (ed.). Preparing Teachers for a Changing World. – San Francisco, 2005. – pp. 390-441.
14. Рускова Янна П. За структурата на музикално-изпълнителската компетентност на бъдещия учител по музика // Годишник на Шуменския университет «Епископ Константин Преславски»: Научни трудове от конференция «Образователни технологии». – Том XVI D. – Педагогически факултет. – Шумен: Университетски издателство «Епископ Константин Преславски», 2012. – С. 643–646.
15. So K., Kim J. Informal Inquiry for Professional Development among Teachers within a Self-Organized Learning Community: A Case Study from South Korea // International Education Studies. – 2013. – Том. 6. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.5539/ies.v6n3p105 (дата обращения: 15.01.2015).