УДК: 
378.14.015.62
Варламова Елена Юрьевна
Кандидат педагогических наук, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка, Чувашский государственный педагогический университет, ev302@mail.ru, Чебоксары

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ИНОЯЗЫЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: 
В статье рассматривается этнокультурный компонент профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования, будущих учителей иностранного языка. Статья обращается к понятиям компетентности и профессиональной компетентности в современных условиях реформирования российской системы высшего образования. Профессиональная компетентность выступает системным интегрированным понятием, включающим ряд компетенций (языковую (лингвистическую), коммуникативную (речевую), социокультурную, лингводидактическую, личностную, лингвопознавательную), соответствующих особенностям профессиональной подготовки бакалавров, будущих учителей иностранного языка. В каждой компетенции выделены компоненты, характеризующие ее этнокультурное содержание. Изложенные положения позволяют сделать вывод о том, что профессиональная подготовка бакалавров, нацеленная на формирование профессиональной компетентности и осуществляемая с учетом особенностей ее этнокультурного компонента, способствует профессиональному образованию личности, необходимой обществу на современном этапе.
Ключевые слова: 
профессиональная компетентность; компетенция; этнокультурный; иноязычное образование.
Библиографический список: 

1. Агапов И. Г. Проектирование инициативной педагогической среды в условиях компетентностного подхода в образовании // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 10. – С. 9–14.
2. Адольф В. А., Бойко Т. Н., Степанова И. Ю. Об одном из подходов к обеспечению качества процесса профессиональной подготовки специалиста // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2008. – № 1. – С. 13–17.
3. Адольф, В. А. Вызовы времени – становление профессионально-образовательного сообщества // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 3. – С. 9–13.
4. Бердичевский А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе: Научно-теоретическое пособие. – М.: Высшая школа, 1989. – 103 с.
5. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компетентностном формате. (Компетентностный подход как новая образовательная парадигма) // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2011. – № 6. – С. 67–73.
6. Дубасенюк А. А. Особенности профессионального становления учителя в контексте компетентностного подхода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2010. – № 2. – С. 38–43.
7. Еремин Ю. В. Теоретические основы профессионально-коммуникативной подготовки будущего учителя в условиях педагогического университета: автореф. дис. … докт. пед. наук. – СПб., 2001. – 38 с.
8. Зеер Э. Ф. Стратегические ориентиры инновационного развития профессионального образования // Образование и наука. – 2009. – Т. 2. – № 6. – С. 3–12.
9. Ильина Н. А., Гончарова М. А., Гончарова Н. А. Компетентностный подход в условиях модернизации высшего профессионального образования и формирования инновационной экономики России // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 4. – С. 322–326.
10. Ломакина О. Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 1998. – 23 с.
11. Чошанов М. А. Гибкая психология проблемно-модульного обучения. – М., Народное образование, 1997. – 152 с.
12. Шишов С. Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 2. – С. 58–62.
13. Core knowledge and competencies for afterschool and youth development professionals: site National AfterSchool Association. – 2011. URL: http://naaweb.org/images/pdf/NAA_Final_Print.pdf (date: 12.01.2015).
14. Harmer J. How to teach English: An introduction to the practice of English language teaching. – Edinburgh: Longman, 2001. – 198 p.
15. Supporting teacher competence development for better learning outcomes: site European Commission. Education and training. – 2013. – URL: http://ec.europa.eu/education/policy/school/doc/teachercomp_en.pdf (date: 12.01.2015).