УДК: 
37.013.78
Воропаев Михаил Владимирович
Доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики, Московский городской педагогический университет, vrpmv@mail.ru, Москва
Мудрик Анатолий Викторович
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры социальной педагогики и социальной психологии, Московский педагогический государственный университет, amudrik@yandex.ru, Москва

Социализация 2.5: социальное воспитание в эпоху «Яндекс. Такси»

Аннотация: 
Статья посвящена анализу актуальной проблемы – возникновение и развитие новых феноменов в области отечественного социального воспитания – детских общественных движений, интегрированных в государственные макроинформационные системы. «Движение первых» является ярким и наиболее заметным примером такого движения, в котором теснейшим образом взаимосвязаны его цифровая и «живая», человеческая составляющие. Метафора «Социализация 2.5» в названии статьи отражает позицию авторов о том, что социализация в условиях развивающейся интернет-среды в нашей стране уже переросла отличительные особенности «Web 2.0», но пошла по другому пути, нежели декларированный вариант «Web 3.0». В статье аргументируется позиция, согласно которой организации (общественные движения), осуществляющие социальное воспитание в отечественных условиях, являются качественно новой (для социальной педагогики) и обычной для современной цифровой реальности социально-техногенной сущностью. Организации (движения) такого рода являются инструментом снятия, нивелирования социальных и культурных особенностей дифференцированных социальных групп. Показано, что реальная концептуальная модель предметной области (деятельности РДДМ) описывается языком экономики, социологии, компьютерных наук, языком бизнес-тренингов, адаптированным к молодежной аудитории, но не использует язык традиционной академической педагогики. В статье обозначен ряд новых проблем социального воспитания, которые являются следствием развития его «цифровой» ипостаси: включение техногенных составляющих в процесс идентификации ребенка с движением, в акты инициации (занятия определенного статуса, в том числе и вступление в члены движения), в коммуникацию, абсолютная аутентичность коммуникации и деятельности ( отсутствие анонимности). Отмечены возможные угрозы для развития движения: перекос в сторону «виртуализации» предлагаемых видов деятельности, вплоть до замещения деятельности в физическом мире ее «цифровым следом», риск использования исключительно формальных индикаторов развития движения, проблема мотивации активности субъектов, проблема баланса между запросами участников движения и «ресурсоемкостью» предлагаемых «активностей». Цифровая составляющая движения будет интенсивно развиваться, расширяя степень автоматизации, использования систем искусственного интеллекта, что может привести к дальнейшему деформированию и приспособлению системы социальных взаимодействий внутри движения к возможностям цифровой среды. Все названные проблемы являются вызовом по отношению к теории социального воспитания и требуют серьезных исследований, опирающихся на адекватную методологическую базу.
Ключевые слова: 
социализация; социальное воспитание; «Яндекс. такси»
Библиографический список: 

1. Кузьмин П. В. Государственные информационные системы в области образования и перспективы развития дополнительного профессионального образования учителей // Педагогическая информатика. – 2023. – № 1. – С. 16–22.
2. Богуславский М. В. Общероссийское движение детей и молодежи: гражданско-патриотические ценности // Наука. Управление. Образование. РФ. – 2022. – № 3 (7). – С. 8–15.
3. Борисенко В. И., Чернышева Е. Н. Российское движение детей и молодежи: становление // Социально-гуманитарные знания. – 2023. – № 9. – С. 26–28.
4. Степанов П. В., Круглов В. В., Степанова И. В. и др. Научно-методические рекомендации для педагогов образовательных организаций о возможностях и рисках использования цифровых технологий в развитии личности школьника: методическое пособие для учителя / под ред. П. В. Степанова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – 98 с. – URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/nauchno-metodicheskie-rekome... (дата обращения: 10.01.2024).
5. Ромм М. В., Ромм Т. А. Конструирование теоретических образов социальных феноменов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. – 2010. – Т. 8 (2). – С. 32–36.
6. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. ГОСТ Р 52653–2006. – URL: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293836/4293836364.pdf (дата обращения: 10.12.2024)
7. Johnson Richard D., Lukaszewski Kimber-ly M., Stone Dianna L. Introduction to the Special Issue on Human Resource Information Systems and Human Computer Interaction // AIS Transactions on Human-Computer Interaction. – 2016. – Vol. 8, Iss. 4. – P. 149–158. DOI: 10.17705/1thci.00083
8. Karanasios Stan, Allen David, Finnegan Patrick. Information Systems Journal Special Issue on: Activity Theory in Information Systems Research // Information Systems Journal. – 2015. – Vol. 25, Iss. 3. – P. 309–313. DOI: 10.1111/isj.12061
9. Информационная система «Вступление в российское движение детей и молодежи» Инструкция пользователя. – URL: https://будьвдвижении.рф/download/Ng==/ZG9jdW1lbnRz/ZmlsZQ==/ (дата обращения: 10.01.24).