УДК: 
378, 37.08
Адольф Владимир Александрович
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, adolf@kspu.ru, Красноярск
Адольф Константин Владимирович
обучающийся института экономики, государственного управления и финансов, Сибирский федеральный университет, valdemarkek@gmail.com, г. Красноярск
Юрчук Галина Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры латинского и иностранных языков, заведующий отдела визового и миграционного сопровождения управления по работе с иностранными гражданами, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, gvyur4uk@mail.ru, Красноярск

Формирование экономической грамотности учащихся в процессе обучения

Аннотация: 
Постановка проблемы. Современное общество нуждается в экономически образованном, воспитанном члене общества, а современное образование – в педагоге, который способен работать в условиях неопределенности. У педагога должна быть сформирована готовность к профессиональной деятельности в условиях постоянного обновления, трансформации образовательной среды. Успешность педагога в своей профессиональной деятельности не может быть обеспечена только за счет сформированной профессиональной компетентности. Необходимы знания и умения в других сферах деятельности: управленческой, экономической, правовой, цифровой, – которые позволят ему в процессе преподавания конкретной учебной дисциплины осуществлять экономическое воспитание обучающихся. Цель статьи – выявить теоретические основания и предложить один из подходов формирования экономической компетентности педагога в процессе подготовки в вузе, которая позволит ему развивать экономическую грамотность у учащихся. Методология (материалы и методы). Исследование научных трудов ученых, нормативных документов в сфере образования, опрос педагогов, студентов, учащихся, родителей, руководителей образовательных организаций позволили выявить и обосновать необходимость формирования в вузе экономической компетентности педагога, содержания и особенностей реализации этого процесса. В статье показаны различные подходы к формированию экономической, финансовой грамотности учащихся работающим педагогом в процессе своей профессиональной деятельности. Результаты исследования. В статье исследованы предпосылки и выявлены особенности формирования экономической культуры общества, человека, его экономической грамотности. Решение этой задачи позволит сформировать у нового поколения россиян способности быстро реагировать на изменения в мире, выстроить целостное представление о системе экономических отношений, понимание механизмов функционирования социально-экономических институтов. Раскрыта сущность и структура экономической компетентности, грамотности педагога, которая позволит ему в процессе своей профессиональной деятельности, при преподавании конкретной учебной дисциплины формировать у учащихся экономическую грамотность. Заключение. В результате проведенного исследования обоснована необходимость формирования экономической грамотности у учащихся в процессе преподавания педагогом конкретного предмета в школе, что позволит им успешно социализироваться в современном обществе.
Ключевые слова: 
экономическое воспитание; экономическая компетентность педагога; компетенции; экономическая грамотность учащихся (обучающегося)
Библиографический список: 

1. Грасс Т. П., Петрищев В. И. Формирование экономической культуры старшеклассников: монография. – М.: ООО Конверт, 2022. – 187 с.
2. Фалалеев А. Н. Формирование экономической культуры учащихся: учебное пособие. – Красноярск: РИО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2002. – 292 с.
3. Алимбекова Ф. Б. Формирование толерантной культуры будущих менеджеров в условиях высшего профессионального образования (в сфере государственного и муниципального управления): автореф. дис. ... канд. пед. наук. –Ульяновск, 2009. – 31 с.
4. Апухтина В. В. Профессионально важные качества будущих менеджеров как компонент экономической культуры // Образование в сфере физической культуры и спорта: инновационный вектор развития: материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Челябинск: Урал ГУФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2007. – Ч. 1. – С. 15–17.
5. Каргаполов В. Е. Экономическая культура человека, общества и государства // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 3. – С. 23–30.
6. Грасс Т. П., Петрищев В. И. Экономическая грамотность обучающихся как ключевой фактор развития национальной экономики // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 12. – С. 280–284.
7. Адольф В. А., Адольф К. В., Грак Д. В. Антикоррупционное воспитание обучающегося: утопия или реальность // Школьные технологии. – 2021. – № 6. – С. 130–135.
8. Адольф В. А., Фоминых А. В. Конкурентоспособность выпускника современного вуза: монография. – Красноярск: РИО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2017. – 280 с.
9. Адольф В. А., Адольф К. В., Фоминых А. В. Безопасность личности в контексте ее образованности // Народное образование. – 2021. – № 3. – С. 83–87.
10. Леонтьев А. А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2003. – 35 с.
11. Фролова П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: монография. – Омск:
СибАДИ, 2019. – 196 с.
12. Кузнецова Н. И. Становление и развитие системы экономического образования в российской школе на рубеже ХХ–ХХI столетий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Ульяновск, 2007. – 31 с.
13. Назарова О. Г. Экономическая компетентность как структурная единица экономической культуры // Гуманизация образования. – 2008. – № 5. – С. 149–153.
14. Пузиенко Ю. В. Педагогические условия формирования экономической компетентности студентов в образовании // Аналитика культурологии. – 2007. – № 2 (8). – С. 53–57.
15. Терюкова Т. И. Экономическая культура как цель и средство // Высшее образование в России. – 1999. – № 3. – С. 109–117.
16. Адольф К. В. Антикоррупционное мировоззрение обучающегося: основа экономической безопасности государства // Молодежь и наука XXI века: XXIII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2023. – С. 9–11.
17. Яковлева И. Г. Экономическая компетентность в структуре основных категорий экономического образования // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 2. – С. 55–62.
18. Адольф В. А., Адольф К. В. Угрозы цифровизации образования и их решения // Научный компонент. – 2022. – № 1 (13). – С. 88–95.
19. Вечканов Г. С., Вечканов Г. Р, Пуляев В. Т. Краткая экономическая энциклопедия. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 509 с.