УДК: 
37.01
Маджуга Анатолий Геннадьевич
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, психологии и здоровьесбережения, Институт развития образования Республики Башкортостан, madzhuga.anatolij@inbox.ru, Уфа
Поликарпова Елена Витальевна
Доктор философских наук, профессор, Южный федеральный университет, evpolikarpova@sfedu.ru, Ростов-на-Дону
Гадаборшева Зарина Исраиловна
Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольной психологии и педагогики, Чеченский государственный педагогический университет, zgadaborsheva@mail.ru, Грозный
Джегистаева Лариса Исаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и дошкольной психологии, Чеченский государственный педагогический университет, li_dzhegistaeva@mail.ru, Грозный
Дашкуева Петимат Вахаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики начального образования, Чеченский государственный педагогический университет, pv-dashkueva@mail.ru, Грозный

Особенности формирования фрактально-голографического мышления обучающихся: перцептуальные вызовы цифровой эпохи

Аннотация: 
Введение. В статье рассматриваются особенности формирования фрактально-голографического мышления обучающихся в системе современного образования, начиная с детского сада и заканчивая вузом, в контексте методологии трансдисциплинарных исследований, органически связанной с синергетической парадигмой, ключевым моментом которой является фрактальный подход. Цель статьи – рассмотреть сущность фрактально-голографического мышления обучающихся и особенности его формирования в контексте перцептуальных вызовов цифровой эпохи. Методология и методы исследования. В качестве методологической основы исследования выступают фрактальный и трансдисциплинарный подходы, которые позволяют рассмотреть процесс формирования фрактально-голографического мышления обучающихся, акцентируя перцептуальные вызовы цифровой эпохи в контексте взаимодействия тенденций эстетизации и технологизации. В процессе выстраивания научного концепта «фрактально-голографическое мышление обучающихся» приняты во внимание философские положения о человеке как био-психо-социо-культурно-экзистенциальном феномене. Результаты исследования. Впервые авторы исследуют фрактально-голографическое мышление человека с позиции таких фундаментальных концепций, как концепция «красоты фракталов», выражающая законы гармонии природы, концепция Т. В. Черниговской «Вселенная – это произведение искусства барокко», а также архетипов бессознательного Юнга. Особое внимание уделено механизмам формирования фрактально-голографического мышления обучающихся, которое функционирует в контексте эстетизированного и технологизированного мира. В содержании исследования описаны принципиально новые подходы относительно феноменологии «перцептуального вызова», которые дают возможность эффективно формировать фрактально-голографическое мышление обучающихся в эпоху цифровизации. Впервые предпринята попытка классификации и развернутой характеристики перцептуальных вызовов, лежащих в основе формирования фрактально-голографического мышления обучающихся третьего тысячелетия в контексте взаимодействия тенденций эстетизации и технологизации. Заключение. При объяснении сущности фрактально-голографического мышления показана его взаимосвязь с голографическим и синергетическим мышлением, определена роль фрактально-голографического мышления в иерархии типов мышления человека, причем акцент делается на значимости искусства, которое среди видов деятельности человека обладает высшей степенью творчества.
Ключевые слова: 
фрактальный подход; холономный модус сознания; мышление; многомерное мышление; фрактально-голографическое мышление; перцептуальный вызов; принципы формирования фрактально-голографического мышления; цифровое поколение; искусство
Библиографический список: 

1. Барышев Ю., Теерикорпи П. Фрактальная структура Вселенной. Очерк развития космологии. – Нижний Архыз: Изд-во САО РАН, 2005. – 396 с.
2. Хайтун С. Д. От эргодической гипотезы к фрактальной картине мира. – М.: Комкнига, 2007. – 251 с.
3. Голографическая модель и психология [Электронный ресурс]. – URL: http://www.poliinform.ru (дата обращения: 12.08.2023).
4. Донцов Г. А., Мельников Г. С., Серов И. Н. Фрактальная концепция детерминированного хаоса [Электронный ресурс] // Научно-периодическое издание «Философия науки». – 2003. – № 3. – С. 35–52. – URL: http://www.philosophy (дата обращения: 29.08.2023).
5. Пригожин И. Р. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / пер. с англ.; под общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича, Ю. В. Сачкова. – М.: Прогресс, 1986. – 471 с.
6. Войцехович В. Э. Фракталы и аттракторы социальной эволюции [Электронный ресурс]. – URL: http://www.inauka.ru/ (дата обращения: 30.06.2023).
7. Гапонцева М. Г., Федоров В. А., Гапон-цев В. Л. Понятие геометрии фракталов как объектов педагогики и теории научного познания // Образование и наука. – 2009. – № 4 (61). – С. 6–22.
8. Богатых Б. А. Фрактально-голографический конструкт и теория поля К. Левина // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 2 (30). – С.123–134. DOI: 10.11621/npj.2018.0213
9. Киященко Л. П. Философия трансдисциплинарности. – М.: ИФРАН, 2009. – 205 с.
10. Поликарпова Е. В. Современные ИКТ и «психокосмос» человека. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 218 с.
11. Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. – М.: ИФРАН, 1999. – 203 с.
12. Маджуга А. Г., Синицина И. А. Фрактальная педагогика: онтологические смыслы и методологические возможности: монография. – Cтерлитамак: СФ БашГУ, 2015. – 389 с.
13. Мартынович К. А. Нелинейно-динамическая картина мира: онтологические смыслы и методологические возможности: автореф. дис. … канд. филос. наук. – Саратов, 2011. – 19 с.
14. Миллер Д. Холистическое образование. Педагогика предчувствия [Электронный ресурс]. – URL: http://ps.1september.ru/articlef. php?ID=200205007 (дата обращения: 05.08.2023).
15. Субетто А. И. Приоритеты и философия целеполагания фундаментальной науки в XХI веке. Трансформация парадигмы университетского образования [Электронный ресурс]. – URL: http://www.trinitas.ru/rus/ (дата обращения: 15.03. 2023).
16. Юргенс Х., Пайтген Х.-О., Заупе Д. Язык фракталов в мире науки // Scientific American. – 1990. – № 10. – С. 36–44.
17. Mandelbrot B. B. The Fractal Geometry of Nature. – Sun-Francisco: W. H. Freeman and Company, 1982. – 470 р.
18. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики: синергетическое мировидение. – М.: КомКнига, 2005. – 265 с.
19. Coleman P. H., Pietronero L. The fractal structure of the Universe // Phys. Repts. – 1992. – Vol. 213, № 6. – P. 311–389.
20. Eckmann J.-P.‚ Ruelle D. Ergodic theory of chaos and strange attractors // Reviews of Modern Physics. – 1985. – Vol. 57‚ № 3. – P. 617–656.
21. Moon F. C. Chaotic and Fractal Dynamics. – New York, Chichester, Brisbane, Toronto, Singapore: A Wiley-Interscience Publication, John Wiley and Sons, Inc., 1992. – 408 p.
22. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М.: МГУ, 1984. – 270 с.
23. Поликарпов В. С. Наука и мистицизм в XX веке. – М.: Мысль, 1990. – 219 с.
24. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. – Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1993. – 288 с.
25. Бранский В. П. Искусство и философия. Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. – Калининград: Янтарный сказ, 1999. – 704 с.
26. Пайтген Х.-О., Рихтер П. Х. Красота фракталов. Образы комплексных динамических систем. – М.: Мир, 1993. – 176 с.
27. Черниговская Т. В. Нейронаука в поисках смыслов: мозг как барокко? // Вопросы философии. – 2020. – № 1. – С. 17–26.
28. История Красоты / под ред. Умберто Эко. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2005. – 440 с.
29. Кулка И. Психология искусства. – Х.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2019. – 556 с.
30. Хо Дэчхан. Технологии меняют облик произведения искусства // Кореана. – 2022. – Т. 18, № 3. – С. 18–23.
31. Зинченко В. П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. – М.: Новая школа, 1997. – 336 с.
32. Бёрд М. 100 идей, изменивших искусство. – М.: Эксмо, 2013. – 216 с.
33. Слейд Тоби. Деколонизация моды на роскошь в Японии // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. – 2021. – С. 63–90.
34. Картины, изменившие мир. – М.: Эксмо, 2018. – 320 с.
35. Чжан Цицюнь. Китайская эстетика XX века. – М.: Международная издательская компания «Шанс», 2016. – 300 с.
36. Японское искусство. – М.: Эксмо, 2011. – 192 с.
37. Сталкер Н. Япония. История и культура: от самураев до манги. – М.: Альпина нон-фикшн, 2021. – 584 с.
38. Постригай А. Большое искусство детям: от барокко до Ван Гога. – М.: АСТ, 2021. – 208 с.
39. Гомперц У. Думай как художник, или как сделать жизнь более креативной, не отрезая себе ухо. – М.: Синдбад, 2021. – 256 с.
40. Белкин А. С., Жукова Н. К. Витагенное образование: Голографический подход. – Екатеринбург, 1999. – 135 с.
41. Гетманов И. П. Принципы коэволюции: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. – Ростов н/Д., 2005. – 52 с.
42. Юнг К. Г. Исследование феноменологии самости / пер. с англ., лат. – М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. – 336 с.
43. Жукова О. И. Понятие самости в системе философских представлений о человеке // Вестник Томского государственного университета. – Серия «Философия». – 2009. – № 1 (1). – С. 139–151.
44. Кемпбелл Дж. Маски Бога. Изначальная мифология. – М.: Касталия, 2019. – 236 с.
45. Молчанов Н. В. Человек покупающий и продающий: как законы эволюции влияют на психологию потребителя и причем здесь Люк Скайуокер. – М.: Эксмо, 2021. – 400 с.
46. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 232 с.