УДК: 
37.0
Ярмак Кирилл Владимирович
Кандидат юридических наук, доцент, начальник управления учебно-методической работы, Московский университет МВД Росии имени В.Я Кикотя, kirill.77@mail.ru, Москва

Системный анализ показателей эффективности цифрового сопровождения учебного процесса

Аннотация: 
В статье рассмотрено цифровое сопровождение учебного процесса, которое является важным аспектом организации образования на современном этапе развития. Оно может значительно повысить эффективность преподавания и обучения, но требует научно обоснованного подхода к оценке его эффективности. Независимо от того, с какой точки зрения рассматривается эффективность (с точки зрения индивида, с точки зрения университета или с точки зрения общества), существует ряд общих критериев, которые используются для ее оценки. Цель данного исследования – провести системный анализ показателей для оценки эффективности цифрового сопровождения образования. Для этого были использованы различные методы научного познания, включая эмпирические и теоретические, а также качественные методы. Результатом работы стало системное рассмотрение показателей в структуре системы критериев эффективности, которая поможет контролировать и оценивать цифровое сопровождение образования на всех уровнях в отношении всех его субъектов. При оценке эффективности очень важно учитывать несколько критериев, а не концентрироваться на каком-то одном аспекте. Это связано с тем, что влияние может быть эффективным в достижении одной цели, но иметь негативные последствия в других областях. Учет нескольких критериев позволяет получить полную и сбалансированную оценку. Предлагаем рассматривать оценку эффективности цифрового сопровождения учебного процесса через анализ критериев эффективности, которые классифицированы на пять крупных групп. Выделяем дидактичeский, процессный, мотивационный, компетентностный и ценностный критерии. По нашему мнению, подобная структура наиболее оптимально выражает комплекс показателей, которые сделают оценку эффективности более результативной.
Ключевые слова: 
цифровое сопровождение; оценка эффективности; критерии эффективности; показатели эффективности; учебный процесс
Библиографический список: 

1. Головач В. М., Кривушина О. А., Потапо-ва А. В. Трансформация высшего образования в условиях развития цифровых технологий // Вопросы образования и психологии: монография / редколл.: Ж. В. Мурзина, О. Л. Богатырева. – Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2020. – С. 46–65.
2. Вайндорф-Сысоева М. Е., Шитова В. А. О моделях применения дистанционных образовательных технологий в современном вузе // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2013. – № 4. – С. 29–34.
3. Бирюкова Е. А., Гончар М. В., Лапшонко-ва А. Р. Оценка эффективности как механизм управления качеством образования в условиях цифровизации // Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования: материалы международной конференции (Москва, 24–25 апреля 2018 года). – М.: Московский педагогический государственный университет, 2018. – С. 85–95.
4. Деткин А. Н., Давыдова Г. И. Эффективность педагогического сопровождения в процессе повышения цифровой компетентности сотрудников // Профессиональное образование и рынок труда. – 2022. – № 1 (48). – С. 127–142.
5. Рагимова С. Время суперумных // Коммерсантъ Business Guide. – 2018. – № 20. – URL: https://www.kommersant.ru/private/pdoc?docsid=3636288 (дата обращения: 03.12.2023).
6. Фундаментальная модель навыков [Электронный ресурс] // Global Education Futures Foundation & WorldSkills Russia. – URL: https://futureskills2020s.com/ru#rec277278874 (дата обращения: 02.12.2023).
7. Кармазин Т. Ценности и ключевые компетенции в эпоху digital-социума [Электронный ресурс] // РИА «Стандарты и качество». – URL: https://ria-stk.ru/ds/adetail.php?ID=181143 (дата обращения: 03.12.2023).
8. Ульянова И. В. Подготовка курсантов образовательных организаций МВД России к публичным выступлениям // Вестник экономической безопасности. – 2022. – № 6. – С. 339–344.
9. Стрекалова Н. Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2019. – Т. 25, № 2. – С. 84–88.
10. Джано Д. Образовательная сфера в условиях четвертой промышленной революции // Эффективные системы менеджмента: качество и цифровые интеллектуальные системы: материалы IX Международного научно-практического форума (Казань, 15–16 апреля 2021 года). – Казань: Познание, 2021. – С. 43–47.
11. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения / Г. Н. Андреева, С. В. Бадальянц, Т. Г. Богатырева [и др.]. – Нижний Новгород: Профессиональная наука, 2018. – 131 с.
12. Ульянова И. В. Педагогика смысложизненных ориентаций: возвращение российских школьников и студентов к национальным традициям // Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт: сборник научных трудов. – М.: Психологический институт Российской академии образования, 2022. – С. 76–83.
13. Ульянова И. В. Киберпространство в контексте педагогики смысложизненных ориентаций // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXVI Международного симпозиума (Москва, 13–14 апреля 2021 года). – М.: Психологический институт Российской академии образования, 2021. – С. 112–117.
14. Кузин А. С. Мотивационно-ценностный критерий воспитания бдительности в обеспечении информационной безопасности у курсантов военного вуза // Заметки ученого. – 2022. – № 7. – С. 130–132.
15. Ольховая Т. А. Становление субъектности студента университета: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Оренбург, 2007. – 46 с.
16. Корнева В. В. Развитие ценностных ориентаций студенческой молодежи в педагогическом процессе вуза: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Хабаровск, 2005. – 24 с.
17. Ковлакас Н. В. Нравственные критерии правоприменительной деятельности: специальность 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве»: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Ростов н/Д., 2009. – 28 с.
18. Эрдниев А. С. Профессиональное мировоззрение сотрудника полиции: методология исследования, структура и механизмы его формирования в период обучения // Инновации в образовании. – 2020. – № 4. – С. 29–41.