УДК: 
378
Алдошина Марина Ивановна
Доктор педагогических наук, профессор, директор центра взаимодействия с Российской академией образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, maraldo57@mail.ru, Орел

Профессиональное образование педагогов в аспирантуре на основе исследовательского тренинга

Аннотация: 
Введение. Современная социокультурная ситуация требует подготовки педагога, способного к образованию ищущей, самобытной, творческой личности. Исследовательская деятельность становится средством и фоном образовательного процесса в университете. Цель статьи – рассмотреть теоретические и технологические основы тренинга в исследовательской деятельности аспирантов. Предметом статьи является образовательный процесс вуза по направлению подготовки 44.06.01 Педагогические науки и образование. Объект – сущность, функции и методика механизмов доказательности кандидатской диссертации средствами исследовательского тренинга. Методологическим основанием статьи выступают компетентностный (для определения образовательных результатов аспиранта) и личностный (для описания личностных результатов исследовательского тренинга для аспирантов в процессе подготовки кандидатской диссертации) подходы. Результаты исследования. Автором рассмотрены аспекты исследовательской функции университета, ее особенности в современном профессионально-педагогическом образовании, механизмы формирования исследовательских компетенций в различных путях и формах образовательного процесса подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре; тренинг как средство их формирования, его сущность, функции, образовательные и исследовательские цели, а также этапы организации и проведения (подготовительный, презентационный, аналитический и обобщающий) и актуализированы для решения аспирантом методологических задач и формирования внутреннего содержательного, структурного и формализованного единства диссертации. В заключении делается вывод об эффективности исследовательского тренинга для решения методологических задач молодым соискателем и формирования внутреннего единства его диссертации на основе теоретического обзора и данных SWOT-анализа с определенной аспирантами сильной стороной погружения в профессиональную исследовательскую среду и отсутствия барьеров продуктивного исследовательского взаимодействия.
Ключевые слова: 
тренинг; исследовательский тренинг; профессионально-педагогическое образование; университет; аспирантура
Библиографический список: 

1. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2003. – 608 с.
2. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 280 с.
3. Заграничная Н. А., Маркелова Н. В. Основы проектной и исследовательской деятельности. Ч. 1: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 56 с.
4. Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах / под общ. ред. А. С. Обухова. Т. 2: Практика организации. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. – 495 с.
5. Шашкина М. Б., Багачук А. В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода: монография. – Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2006. – 240 c.
6. Фетисов А. С., Пешкова И. А. Здоровьесбережение в рамках реализации проектной исследовательской деятельности старшеклассников во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 79-1. – С. 353–356.
7. Алдошина М. И. Формирование профессиональных ценностей студентов в современном университетском образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 1. – С. 79–87. DOI: 10.15293/1813-4718.2001.08
8. Голуб Г. Б., Фишман И. С., Фишман Л. И. Общие компетенции выпускников высшей школы: что стандарт требует от вуза // Вопросы образования. – 2013. – № 1. – С. 156–173.
9. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. – М.: Народное образование, 2019. – 448 с.
10. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. Т. 2. – М.: Вече, 2003. – 560 с.
11. Алексеев С. В. Технология тренинга научно-исследовательских компетенций студентов педагогических вузов // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 1 (81). – С. 26–28.
12. Минеев В. В., Викторук Е. Н. Категория «понимание» в процессе формирования исследовательских компетенций аспирантов // Профессиональное образование в современном мире. – 2022. – Т. 12, № 4. – С. 642–650. –
DOI: 10.20913/2618-7515-2022-4-4.
13. Критерии доказательности диссертационных исследований в сфере наук об образовании. Постановление Президиума Российской академии образования №2/1 от 23.03.2023 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=1&name=92535505002&f... (дата обращения: 23.11.2023).
14. Botero G. G., Questier F., Zhu Ch. Self-Directed Language Learning in a Mobile-Assisted, Out-of-Class Context: Do Students Walk the Talk? // Computer Assisted Language Learning. – 2019. – Vol. 32. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/full. DOI: 10.1080/09588221.2018.1485707