УДК: 
378+37.0
Гороховская Надежда Анатольевна
преподаватель кафедры информатики и вычислительной техники, Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Бурятский институт инфокоммуникационных наук (филиал), gor-nadin@yandex.ru,, Улан-Удэ

Модель формирования коммуникативных компетенций студентов-программистов в процессе совместной деятельности

Аннотация: 
Эффективная профессиональная деятельность в цифровую эпоху основывается на умении принимать решения, готовности к сотрудничеству и навыках управления эмоциональным интеллектом. Следовательно, необходимо совершенствовать подготовку IT-специалистов и создавать условия для формирования у них коммуникативных компетенций. Цель статьи – обсудить результаты разработки модели процесса формирования коммуникативных компетенции студентов-программистов в совместной деятельности. Методологию исследования составляют компетентностный, конструктивистский, сетевой подход, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Был использован метод педагогического моделирования, позволивший соотнести существующие и идеальные характеристики исследуемого образовательного процесса, определить и наметить пути его совершенствования в контексте профессиональной деятельности в IT-сфере. Разработка модели осуществлялась с учетом технологии «смешанного обучения». Результаты исследования. Модель процесса формирования коммуникативных компетенций студентов-программистов включает целевой блок, в котором обозначены личностные цели образования, стандарт специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование», требования работодателей к профессиональной деятельности программистов; организационно-деятельностный блок, включающий диагностические и деятельностно-формирующие мероприятия; результативно-критериальный блок, включающий критерии и показатели оценки коммуникативной компетенции. Заключение. Коммуникативные компетенции студентов-программистов включают знание психологических основ коммуникации и владение навыками виртуального общения, активное участие в командной работе, навыки конструктивного взаимодействия, организаторские умения и навыки, готовность к взаимодействию, ориентация на самосовершенствование во взаимодействии, навыки самомотивации, навыки саморегуляции, самоконтроля, разрешение конфликтных ситуаций. Процесс формирования коммуникативных компетенций студентов-программистов осуществляется в учебной деятельности на основе обучения в сотрудничестве как вида совместной деятельности, обеспечивающего мотивацию студентов на конструктивное взаимодействие, повышающего результативность выполнения учебных заданий, индивидуальную ответственность, устраняющего барьеры взаимодействия за счет использования гибкой стратегии планирования и организации виртуальной командной работы на основе принципов Agile-методологии и Scrum-метода.
Ключевые слова: 
коммуникативные компетенции; студенты-программисты; совместная деятельность
Библиографический список: 

1. Шваб К. Четвертая промышленная революция. – М.: Эксмо, 2017. – 207 с.
2. Мансурова В. Д. Онлайн-социальность поколения Си: феноменология «Публичной интимности» // Известия АлтГУ. – 2014. – № 2 (82). – С. 211–214.
3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1969. – 659 с.
4. Шаталова Н. П. Азбука конструктивного обучения. – Красноярск: Науч.-инновационный центр, 2011. – 203 с.
5. Gergen K. J. Social Construction in Context. – London: SAGE, 2001. – 240 p.
6. Бобова Л. А. Мануэль Кастельс: влияние сетевого общества на характер социальных коммуникаций // Вестник МГИМО. – 2013. – № 5 (32). – С. 213–220.
7. White H. C., Boorman S. A., Breiger R. L. Social Structure from Multiple Networks.I. Blockmodels of Roles and Positions // American Journal of Sociology. – 1976. – № 81. – P. 730–780.
8. Василькова В. В. Сети в социальном познании: от метафоры к метатеории // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2012. – Т. XV, № 5(64). – С. 11–24.
9. Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. – 1280 с.
10. Москалев И. Е. Сети научных коммуникаций: междисциплинарный подход // Философия науки. – Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. – М., 2005. – С. 196–211.
11. Воронин А. Н. Интеллект и креативность в совместной деятельности: автореф. дис. … д-р психол. наук. – М., 2004. – 50 c.
12. Котелевцев Н. А. Социально-психологические условия становления учебной группы субъектом совместной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Курск, 2014. –24 с.
13. Королева Д. Б. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов-лингвистов в контексте педагогики совместной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Томск, 2018. – 23 с.
14. Давыдова И. В. Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе их совместной учебной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Тобольск, 2009. – 23 с.
15. Ермишкина Е. Н. Конструктивное педагогическое взаимодействие в организации совместно-распределенной деятельности преподавателя и студентов колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Армавир, 2018. – 26 с.
16. Патаракин Е. Д. Педагогический дизайн совместной сетевой деятельности субъектов образования: автореф. дис. ... д-р пед. наук. – М., 2017. – 38 с.
17. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ шк. технологий, 2005. – 284 с.
18. Захаров К. П. Метод сочетательного диалога А. Г. Ривина как основа коллективного взаимного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2008. – 23 с.
19. Дьяченко В. К. Коллективный способ обучения: Дидактика в диалогах. – М.: Народное образование, 2004. – 348 с.
20. Куликова Л. Н. Взаимопонимание субъектов педагогического процесса как ценность образования // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 2. – С. 166–179.
21. Кун Т. Структура научных революций. – М.: АСТ: Ермак, 2003. – 365 с.
22. Bruffee K. A. Collaborative Learning and the “Conversation of Mankind” // College English. – 1984. – № 46. – P. 635–652.
23. Roberts T. S. Online Collaborative Learning: theory and practice. – London: Information Science Publishing (IGI), 2004. – 321 p.
24. Mac Gregor J. T. Collaborative learning: Shared inquiry as a process of reform // New Directions for Teaching and Learning. – 1990. – Vol. 42. – P. 19–30.
25. Golub J. Focus on Collaborative Learning: Classroom Practices in Teaching English. – National Council of Teachers of English Publishing, 1988. – 170 p.