УДК: 
377.5
Кольга Вадим Валентинович
Доктор педагогических наук, профессор, кандидат технических наук, профессор кафедры летательных аппаратов Института космической техники, Сибирский государственный университет науки и технологий им. М. Ф. Решетнева, профессор кафедры философии, экономики и права Исторического факультета, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, kolgavv@yandex.ru, Красноярск
Шувалова Марина Александровна
Кандидат педагогических наук, заместитель директора, Аэрокосмический колледж Сибирского государственного университета науки и технологий имени М.Ф. Решетнева, m-shuvalova@inbox.ru, Красноярск

Использование технологий дуального обучения для подготовки к демонстрационному экзамену в среднем профессиональном образовании

Аннотация: 
В статье актуализируется проблема потребности в высококвалифицированных техниках и рабочих, без решения которой невозможно дальнейшее развитие как высокотехнологичных предприятий страны в целом, так и региональной экономики в частности. Это подтверждает анализ потребности в специалистах. В статье рассматривается проблема подготовки к демонстрационному экзамену будущих техников и высококвалифицированных рабочих с использованием технологий дуального обучения в среднем профессиональном образовании. Цель статьи – определить и апробировать комплекс технологий дуального обучения, способствующих эффективной подготовке и успешной сдаче демонстрационного экзамена, обеспечивающего моделирование реальных производственных условий техников и высококвалифицированных рабочих. Методология организации обучения состоит в реализации профессиональных модулей по востребованным специальностям на территории предприятия-партнера с предоставлением графика индивидуальной подготовки в колледже. Методом педагогического эксперимента проведена апробация разработанных предложений и проверена их эффективность на примере подготовки студентов специальности 15.02.08 Технология машиностроения по компетенциям «Фрезерные работы на станках с ЧПУ» и «Токарные работы на станках с ЧПУ». По результатам опытно-экспериментальной работы в заключении делается вывод о положительной динамике выполнения заданий демонстрационного экзамена в экспериментальной группе, соответствующих требованиям работодателей предприятий-партнеров реального сектора экономики.
Ключевые слова: 
дуальное обучение; среднее профессиональное образование; демонстрационный экзамен; предприятия высокотехнологичной отрасли
Библиографический список: 

1. Базадзе Н. Г. Двойные образовательные технологии дуальной подготовки руководителей корпоративных структур авиастроительной отрасли [Электронный ресурс] // Труды МАИ. – 2015. – Вып. 79. – URL: https://mai.ru/upload/iblock/b77/b7776f633dfd02ad0a1e2e43cfcfdaa1.pdf (дата обращения: 01.12.2023).
2. Белоновская И. Д., Горяйнова Т. А., Кольга В. В. Технологии визуализации в гибридном обучении будущих инженеров: направления реализации и профессионально-личностная успешность // PRIMO ASPECTU. – 2021. – № 1 (45). – С. 85–93.
3. Виноградов Б. Подготовка кадров для высокотехнологичных предприятий [Электронный ресурс] // Промышленные ведомости. – 2011. – № 3−4. – URL: https://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=2064&nomer=69 (дата обращения: 03.12.2023).
4. Григорьева Н. В., Швец Н. А. Модель подготовки специалистов в условиях дуального обучения. 2017 [Электронный ресурс]. – URL: http://www2.bigpi.biysk.ru/nir2016/file/kiya_12_01_2017_08_54_38.pdf (дата обращения: 01.12.2023).
5. Желтов П. В. Формирование базовых профессиональных компетенций будущего специалиста-техника в колледже: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Пенза, 2011. – 19 с.
6. Кольга В. В., Шувалова М. А. Подготовка техников аэрокосмической отрасли в условиях дуального образования: монография. – Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2019. – 216 с.
7. Кольга В. В., Лютых О. Ю., Шувалова М. А. Повышение качества подготовки специалистов среднего профессионального образования в рамках реализации естественнонаучного и общепрофессионального циклов дисциплин // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им В. П. Астафьева. – 2022. – № 2 (60). – С. 36–49.
8. Романченко А. М., Романченко М. К. Система подготовки специалиста среднего звена с позиции развития технического творчества в профессиональном образовании // Международный научно-исследовательский журнал. – 2018. – № 6 (72), часть 2. – С. 91–95.
9. Сидоров С. В., Дедюхин Д. Д. Практико-ориентированная подготовка будущих специалистов в условиях среднего профессионального образования // Социосфера. – 2022. – № 2. – С. 77–81.
10. Тюрина Г. А. Внедрение дуального обучения при подготовке специалистов высокотехнологичной отрасли [Электронный ресурс]. – URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstre am/123456789/28343/1/978-5-8295-0621-6_2019_024.pdf (дата обращения: 01.12.2023).
11. Belonovskaya Isabella D., Kolga Vadim V., Karaseva Margarita V., Goryainova Tatyana A. Visualization Technologies for Hybrid Training of Future Engineers // Journal of Physics: Conference Series. – 2022. – Vol. 2373, Instrumentation Technologies and Environmental Engineering. – URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1742-6596/2373/8/082022 (дата обращения: 25.12.2023).