УДК: 
378.14
Павлова Наталия Владимировна
доцент кафедры вокального искусства и оперной подготовки, Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке, neptun67@list.ru, Москва

Профессиональная подготовка будущих китайских специалистов в образовательном пространстве российского вуза: фонационно-фонетические знания, умения и навыки

Аннотация: 
В условиях современного международного сотрудничества значение русского языка в мировом географическом пространстве возрастает и расширяется. Сегодня русский язык становится одним из основных изучаемых иностранных языков в мировой культуре в целом и в китайском образовательном пространстве в частности. Для развития полноценных и взаимовыгодных отношений России и Китая возросла потребность в китайских специалистах, владеющих русским языком. Русский и китайский языки относятся к разным языковым группам: русский язык принадлежит к славянским языкам индоевропейской языковой группы, а китайский язык относится к китайско-тибетской языковой группе, поэтому в процессе профессиональной подготовки будущих китайских специалистов в образовательном пространстве российского вуза предполагаются трудности, связанные, например, с ударением в словах, с произнесением звонких согласных, с интонацией в предложении и др. Первой сложностью, которая появляется у будущих китайских специалистов в российском вузе, является непонимание устной русской речи и отсутствие сформированных навыков произнесения, связанных с восприятием и производством русских слов. Цель статьи – показать значимость фонационно-фонетических знаний, умений и навыков русского языка для профессиональной подготовки будущих китайских специалистов в образовательном пространстве российского вуза. Методология. Статья написана на основе трудов (В. И. Загвязинский, Г. К. Паринова, В. А. Сластенин и др.), определяющих общетеоретические положения профессиональной подготовки (Л. Б. Дмитриев, Н. И. Жинкин, И. А Зимняя и др.), формирующих знания о речевой и вокальной подготовке, а также методологические исследования (Син Чжао, Чжан Сяохуэй и др.) о подготовке будущих китайских специалистов на русском языке. Заключение. Фонационно-фонетические знания, умения и навыки на русском языке не только способствуют эффективности профессиональной подготовки будущих китайских специалистов в образовательном пространстве российского вуза, но и повышают уровень фонационно-фонетической компетенции в целом.
Ключевые слова: 
русский язык; китайский язык; фонетика; фонация; профессиональная подготовка; будущие китайские специалисты
Библиографический список: 

1. Владимирова Т. Е. Некоторые размышления о китайском языке, «этике» лица и конфуцианских принципах общения // Мир русского слова. – 2004. – С. 48–55.
2. Шевелёва С. И. Психологический портрет студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона при обучении английскому языку как иностранному [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. – 2010. – № 12. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/uchet-natsio-nalnyh-osobennostey-stude... (дата обращения: 07.01.2024).
3. Чжан Сяохуэй. Обучение студентов Китая говорению на русском языке в контексте регионально-этнического подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2022. – 19 с.
4. Бернштейн С. И. Вопросы обучения произношению: применительно к преподаванию рус. яз. иностранцам. – М.: Изд-во МГУ, 1975. – 331 с.
5. Скрипник Я. Н. Фонетика современного русского языка: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. – 148 с.
6. Чжао Син. Методика формирования фонологической компетенции на занятиях по русскому языку в филологических вузах Китая: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М.: Гос. ИРЯП, 2017. – 19 с.
7. Морозова С. Н., Смирнов И. Д. Язык как средство общения [Электронный ресурс]. – URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018001975 (дата обращения: 18.01.2023).
8. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М.: Наука, 1982. – 159 с.
9. Дальская В. А. Формирование певческого голоса у студентов-вокалистов средствами визуального моделирования в вузах культуры и искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М.: МГУКИ, 2012. – 23 с.
10. Бедринец С. Б. Особенности освоения китайскими студентами исполнительского стиля belcanto // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы VII международной научно-практической конференции (Благовещенск – Хэйхэ, 22–23 мая 2017 года). – Т. 7. – Благовещенск; Хэйхэ: БГПУ, 2017. – С. 454–458.
11. Павлова Н. В. Формирование фонетических навыков в фонационной деятельности исполнителя // Педагогический журнал: научный журнал. − 2019. − № 3 А. – С. 78–84.
12. Аристова Е. А. Развитие у студентов вуза фонетических и фонационных навыков иноязычной устной речевой деятельности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. – 2014. – № 9. – С. 111–123.
13. Степанова Ю. Е. Этиологические, патогенетические и клинические основы нарушений голоса у детей: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2005. – 39 с.
14. Григорьева Г. А. Сближение речевой и певческой фонации как необходимое условие подготовки учителя музыки к профессиональной деятельности // Психология и педагогика в системе современного образования: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 21 февраля 2018 года). – Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2018. – С. 68–73.
15. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики: учеб. пособие для муз. вузов. – М.: Музыка, 2007. – 367 с.
16. Зотова И. Н. Педагогическая ориентированность деятельности концертмейстера как условие профессиональной подготовки будущих актёров (компетентностный анализ) // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 2. – С. 103–112.
17. Овсянникова И. Г., Терещенко Т. М. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе // Известия ВГПУ. – 2018. – № 3 (126). – С. 41–46.
18. Brunner J. J. Globalization, education and the technological revolution // Prospects. – June 2001. – Vol. XXXI. – № 2. – Р. 133–138.