УДК: 
378+374
Шило Надежда Григорьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики воспитательных систем, Новосибирский государственный педагогический университет, shilo_ng@mail.ru, Новосибирск
Таранова Марина Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры и математического анализа, Новосибирский государственный педагогический университет, marinataranowa@yandex.ru, новосибирск
Абакумова Ксения Вячеславовна
магистрант Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, ksyud@mail.ru, Новосибирск

Модель реализации системности в профессионально-педагогической деятельности учителя математики

Аннотация: 
В данной статье показана одна из возможных теоретических моделей реализации системности в профессионально-педагогической деятельности будущего учителя математики в процессе обучения. Построенная модель представлена с позиции системно-методологического полхода к деятельности учителя как носителя деятельности и ориентирована на актуализацию системности в предстоящей профессионально-педагогической деятельности. В предлагаемой теоретической модели одной из важнейших составляющих является комплекс специальных средств: системно-структурных, предметных знаний и процессуально-дидактических, которые соответствуют общенаучной (методологической), собственно предметной и учебно-дидактической деятельности учителя. Собственный педагогический опыт подтверждает, что использование данного комплекса специальных средств в деятельности учителя порождает особый системный стиль (способ) его практической и мыслительной деятельности. Цель статьи: раскрыть сущность и содержание теоретической модели реализации системности в профессионально-педагогической деятельности будущего учителя математики. Методология. Методологическими основами данного исследования являются исходные положения и идеи теоретико-конструктивной и аналитико-рефлексивной теории. Использовались основные методы и средства системной стратегии мыслительной и практической деятельности, системно-структурной и конструктивной методологии реализации научно-исследовательской деятельности, а также основные идеи теории познания, мышления и рефлексии. Результаты исследования. Исходя из системно-методологического подхода к определению деятельности учителя, разработаны содержание и структура концептуально-теоретической модели реализации и актуализации системности в профессионально-педагогической деятельности учителя математики. Заключение. Представлены выводы о необходимости реализации и актуализации представленной теоретической модели, функционально-ориентированной на реализацию системности в профессионально-педагогической деятельности учителя математики. При этом дальнейшее практическое воплощение данной модели позволит усовершенствовать качество работы педагога в процессе обучения математике, оптимизировать процесс обучения, а также повысить эффективность математического образования.
Ключевые слова: 
содержание системной, знаниевой и процессуальной компонент теоретической модели реализации системности в деятельности учителя математики; системно-структурные единицы модели; механизм функционирования модели
Библиографический список: 

1. Шило Н. Г. Технология формирования и реализации системности в деятельности учителя математики (теоретический аспект). – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2007. – 142 с.
2. Генисаретский О. И. Методологическая организация системной деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). – М., 1975. – С. 32–51.
3. Гершунский Б. С. О взаимоотношениях категорий «целостность», «системность», «комплексность» // Проблемы повышения эффективности педагогического процесса на основе идей оптимизации. – М.: НИИ общей педагогики Акад. пед. наук СССР, 1985. – С. 14–24.
4. Садовский В. Н. Принцип системности, системный подход и общая теория систем // Системные исследования: ежегодник. – М.: Наука, 1978. – С. 7–24.
5. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. – М.: Школа культурной политики, 1995. – 800 с.
6. Ильина Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения. – М.: Знание, 1978. – 72 с.
7. Кириллова Т. В., Кириллова О. В., Кокель С. В. Системная методология: теория и практика // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24599 (дата обращения: 02.11.2023).
8. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. – М.: Эгвес, 2005. – 172 с.
9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Академия, 2004. – 188 с.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
11. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 555 с.
12. Выготский Л. С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. – М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1956. – С. 148–385.
13. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация / пер. с фр. Э. Пчелкиной. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 416 с.
14. Мадер В. В. Введение в методологию математики (гносеологические, методологические и мировоззренческие аспекты математики. Математика и теория познания). – М.: Интерпракс, 1995. – 464 с.
15. Bedny G. Z., Karwowsky W. A. Systemic-structural theory of activity: Applications to human performance and work design. – USA: Boca Raton, FL, CRC Press, Taylor & Francis Group, 2007.