УДК: 
37.013
Бочарова Юлия Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, bocharova1305@kspu.ru, Красноярск
Сосновская Надежда Игоревна
аспирант Института социально-гуманитарных технологий, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, sosnovskaya-yang@mail.ru, Красноярск

Роль родительских школ в укреплении традиционных семейных ценностей в КНР

Аннотация: 
Для современной России наиважнейшей задачей является укрепление института семьи как оплота традиционных ценностей. Взросление не менее двух поколений происходило в информационном поле разрушающей пропаганды западных стран, что требует скорейших мер по созданию системы воспитания, а вовлечение родителей в этот процесс является нетривиальной задачей. Опыт Китая последних десятилетий по созданию сети родительских школ является ценным объектом исследования. Цель статьи: провести анализ феномена родительских школ в КНР как развивающейся педагогической системы, выявить принципы формирования содержания и способов организации просвещения и обучения родителей. Методология и методы исследования. На основании системного, исторического, культурологического и сравнительного подхода проведен анализ законодательных актов, монографических, научно-методических источников, отражающих работу родительских школ в КНР. Результаты исследования показывают, что родительские школы в современном Китае представляют собой развивающуюся педагогическую систему, прошедшую три этапа в своем становлении: от постановки стратегического государственного заказа науке и органам управления образованием, через научное и организационно-методическое обеспечение работы школ до настоящего состояния масштабной всекитайской сети с активным вовлечением родителей в ее развитие. Выявлено, что родительские школы как система в КНР развиваются в нескольких векторах: масштабировании (повышении доступности), стандартизации (повышении качества) и вовлечении (повышении активной гражданской позиции родителей). При совпадении с общемировой тенденцией просвещения родителей в виде консультационно-семинарских и тренинговых занятий обнаружена китайская специфика принципов отбора содержания просвещения, основанная на нравственных постулатах конфуцианства при учете социокультурной специфики локальной родительской общественности. В заключении подчеркивается важная роль родительских школ в профилактике деформаций мировоззрения молодежи путем консолидации семьи и школы в вопросах воспитания и обучения несовершеннолетних, где вовлеченность родителей является необходимым условием. Авторы обозначают сильные стороны родительских школ как институциональной формы процесса воспитания традиционных семейных ценностей в КНР, среди них опора на четкое нравственное ядро в определении содержания обучения родителей на основе философии конфуцианства, научно-методическая поддержка со стороны ученых, нормативная и организационная поддержка со стороны государства в виде стандартизации функционирования школ.
Ключевые слова: 
сравнительные исследования; просвещение родителей; семейное воспитание; традиционные ценности; Китай
Библиографический список: 

1. Гессен / сост. и авт. предисл. Е. Г. Оссовский – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004. – 224 с. – (Серия: Антология гуманной педагогики).
2. Богуславский М. В., Кудряшёв А. В. Взаимодействие семьи и школы: трудный путь к диалогу в начале XX века // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2018. – № 1 (43). – С. 98–109.
3. Шик С. В. Просвещение и обучение родителей детей и подростков (психолого-педагогический аспект): учебное пособие. – Красноярск: Изд-во Красноярского гос. пед. ун-та, 2023. – 284 с.
4. Баркова Н. Н., Карпенко А. В. Отечественные педагоги о семейном воспитании: традиции и инновации // Преподаватель XXI век. – 2019. – № 3. – С. 18–31.
5. Собкин В. С., Адамчук Д. В. Учитель о включенности родителей в образовательный процесс // Человек и образование. – 2015. – № 3 (44). – С. 102–111.
6. Поливанова К. Н. Современное родительство как предмет исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2015. – URL:. https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2015_n3/psyedu_2015_n3_po... (дата обращения: 10.10.2023).
7. Смолонская А. Н., Колесов В. И., Шевчен-ко Н. Н., Вилкова А. В., Кузнецова И. А. Стратегия формирования семейных ценностей в третьем тысячелетии в условиях непрерывного образования // Вестник Череповецкого университета. – 2021. – № 2 (101). – С. 202–215. DOI: https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-2-101-16
8. Шаброва Н. В. Родители в системе школьного образования в Европе // Интеграция образования. – 2022. – Т. 26, № 3. – С. 539–558. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.108.026. 202203.539-558
9. 赵刚, 康留忠. 角色定位:促进家校良性合作 // 教育家. – 2020. – 第2期 – Р. 10–11.
10. 殷飞. 将家庭纳入学校心理健康教育系统 // 江苏教育. – 2017 . – 第2期 – Р. 7–10. DOI:10.ssss/j.issn.1005-6009.2017.16.006
11. 邓向伟, 李晓凡, 宫晓波. 发挥主渠道作用 构建高效课堂育人模式–以哈尔滨市卫生学校德育活动课为例 // 卫生职业教育. – 2020. – 第12期. – Р. 69–70. DOI:CNKI:SUN:ZDYX.0. 2020-12-035
12. 孔屏,刘菊香. 家庭教育课程的组织与实施 // 中国诚然教育. – 2020. –第4期. – Р. 52–55.
13. 钱志亮. 把放任不管当做静待花开,是家庭教育中的“谎言” // 新课程导学. – 2021. – 第19期 – P. 17–18.
14. 外建辉, 谭虎. 家庭教育是个体道德人格的奠基工程 // 中国教师. – 2014. – 第 05 期. – Р. 3–8.
15. 王珊. 改革开放以来我国家庭教育政策的行动逻辑| // 当代青年研究. – 2022. – 第1期. – Р. 19–25
16. Ли Сыжуй Формирование и особенности семейной политики в КНР // Ученые заметки ТОГУ. – 2016. – № 1 (7). – С. 138–142.
17. Вэй Жочжу Семейная политика в КНР (управленческий аспект): автореф. дис. ... канд. соц. наук. – М.: МПГУ, 2018. – 27 с.
18. Почагина О. В. Сыновняя почтительность в ХХI веке // Человек и культура Востока. Исследования и переводы. – 2016. – М.: ИДВ РАН, 2017. – С. 240–269.
19. Остапенко А. А. Теория педагогической системы Н. В. Кузьминой: генезис и следствия // Человек. Сообщество. Управление. – 2013. – № 4. – С. 37–52.
20. 全国家庭教育指导大纲 – 2019 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.docin.com/p-2313670152.html (дата обращения: 04.07.2023).
21. Ковалева Т. М. Новые ресурсы дидактики для современной школы // Наука и школа. – 2015. – № 1. – С. 88–95.
22. 李佳梅, 刘安. 论当代中国家庭政策的基本价值取向 // 吉林大学学报(社会科学版). – 2019. – 第1期. – Р. 106–112. DOI: 10.13438/j.cnki.jdxb.2019.01.013.