УДК: 
37.014
Рудометова Анастасия Юрьевна
старший преподаватель кафедры oбщего и сравнительного языкознания, Южный федеральный университет, nastasiacom@bk.ru, Ростов-на-Дону, Россия
Капитованова Нина Сергеевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры иберо-американских исследований в области языка, перевода и межкультурной коммуникации, Южный федеральный университет, neonilak@inbox.ru, Ростов-на-Дону

Проблема сохранения этнопедагогических традиций в истории Китая

Аннотация: 
Актуальность исследования заключается в значимости проблемы сохранения национальной идентичности внутри полиэтнического государства, такого как КНР. Идеология единой китайской нации представляет собой разработанную и постоянно совершенствуемую систему сосуществования нескольких этнических групп в рамках одного государства. Цель исследования – проанализировать становление этнопедагогических традиций в современной системе образования КНР. Современная национальная политика КНР сосредотачивается не только на восстановлении и сохранении национальной идентичности каждого из народов как культурного достояния всей страны, но и на сосуществовании всех народов в рамках концепции единой китайской нации. Идея гармоничного сосуществования прослеживается через всю китайскую историю, что исторически рассматривалось как экономическая и социальная проблема. В настоящее время одним из важнейших аспектов национальной политики КНР стало образование, не только как механизм воспитания граждан республики, объединенных единой идеей, но и как возможность сохранить культуру каждого национального меньшинства внутри одной страны. Методология и методы исследования. Основу исследования образуют методы историографического и теоретического анализа, а также метод контент-анализа научных и учебных источников. Результаты исследования могут быть применены в сфере лингвокультурологии и социологии, а также в качестве базы для дальнейшего изучения и анализа особенностей исторических этапов становления синологии в России.
Ключевые слова: 
Китай; национальные меньшинства; единая китайская нация; конфуцианство; семейное воспитание
Библиографический список: 

1. Баров С. А., Егорова М. А. Кантонский диалект в современном Китае: проблема сохранения // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. – 2019. – № 1. – С. 152–164.
2. Бойко И. В. Евразийская цивилизация и логистика Великого шелкового пути // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2021. – № 2. – С. 40–48.
3. Григорьева Н. В., Шалимова С. В. Этнические вьетнамцы (цзин) в Китае: история изучения и актуальные социокультурные процессы // Вьетнамские исследования. – 2020. – № 2. – С. 47–57.
4. Лю Чаоцзе. Исследование лингвокультурологии в современном Китае [Электронный ресурс] // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2018. – № 1 (82). – С. 65–70. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-lingvokulturologii-v-sovr... (дата обращения: 08.07.2023).
5. Суходолов А. П., Василенко В. А., Кузьмин Ю. В., Россохин И. К. Иркутское начало российского китаеведения и маньчжуроведения [Электронный ресурс] // Российско-китайские исследования. – 2019. – № 2. – С. 7–16. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/i-k-rossohin-irkutskoe-nachalo-rossiys... (дата обращения: 10.06.2023).
6. Хубриков Б. О. Историческая политика в эпоху Си Цзиньпина // НП/NP. – 2020. – № 1. – С. 66–83.
7. Москалев А. Китайская мысль [Электронный ресурс] // Доктрина китайской нации. Ч. 1. – URL: https://www.portal-vostok.ru/index.php/kitaj/istoriya/14-doktrina-kitajs... (дата обращения: 10.06.2023).
8. Рубин В. А. Личность и власть в Древнем Китае / отв. ред. А. И. Кобзев. – М.: Восточная литература, 1999. – 384 с.
9. Зыонг Куок Куан. Китайское и вьетнамское средневековое конфуцианство: основные принципы и категории // Альманах «Пространство и Время». – 2014. – Т. 7, Вып. 1. – 34 с.
10. Базарова А. Н. Роль конфуцианства в развитии традиционного образования в Китае // Вестник Бурятского госуниверситета. – 2010. – № 8. – C. 169–172.
11. Хасаншин А. Р. Семейное воспитание. Семейная педагогика // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 10-2. – С. 148–150.
12. Соловьева Н. А. К вопросу о взаимодействии национальных меньшинств и ханьского этноса в этнокультурном пространстве Западного региона КНР // Ученые записки ЗабГУ. – 2014. – № 4 (57). – С. 168–174.
13. Можаева Л. Г. Образование и региональное экономическое развитие: на примере Шанхая // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. – Серия 8: Науковедение. Реферативный журнал. – 1999. – № 2. – С. 145–152.
14. Новичков В. С. Сущность национальной политики в КНР в период деструкции (1957– 1978 гг.) // Вестник Томского государственного университета. История. – 2017. – № 45. – С. 48–54.
15. Кочукова Е. А. Особенности этнической классификации народов в КНР (по материалам работ Фэй Сяотуна) // Вестник Костромского государственного университета. – 2016. – Т. 22, № 1. – С. 58–63.
16. Рудометова А. Ю., Темирбулатова А. С. Язык как механизм сохранения этнокофессиональных ценностей в современной системе образования КНР // KANT. – 2022. – № 1 (42). – С. 303–310.
17. Законы об образовании в китайской народной республике. [Электронный ресурс]. – URL: https://spbu.ru/sites/default/files/zakon_ob_obrazovanii_v_kitayskoy_nar... (дата обращения: 08.07.2023).
18. Помелова Ю. П. Высшее образование для национальных меньшинств в КНР // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 1 (5). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-dlya-natsionalnyh-... (дата обращения: 08.07.2023)
19. Меркушина Я. С. Культурная идентичность современного китайского общества // Дискуссия. – 2013. – № 7 (37). – С. 38–41.
20. China Statistics Press (б). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/pcsj/rkpc/6rp/html/fu2-6.htm (дата обращения: 25.06.2023).