УДК: 
612.062
Лопсан Алдынай Данзын-ооловна
Аспирант кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Тувинский государственный университет, aldynaild@mail.ru, Кызыл
Дада Долаана Чигир-ооловна
Аспирант кафедры анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности, Тувинский государственный университет, dadadolana@mail.ru, Кызыл
Будук-оол Лариса Кара-Саловна
Доктор биологических наук, Доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности, Тувинский государственный университет, buduk-ool@mail.ru, Кызыл

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТУВИНСКИХ ЮНОШЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ

Аннотация: 
В статье представлены психофизиологические и личностные характеристики тувинских юношей с различной физической активностью. Обследовано 59 человек 17-18-летнего возраста – спортсменов училища олимпийского резерва и учащихся строительного техникума, не занимающихся спортом. Показано, что у борцов выше скорость сенсомоторных реакций, неуравновешенность нервных процессов с преобладанием процесса возбуждения, более высокие показатели интернальности и агрессивности. Волейболисты характеризуются более высокими показателями адаптации, самопринятия, эмоциональной комфортности, стремления к доминированию, но склонностью к физической агрессии при низком показателе косвенной агрессии, негативны, подозрительны, вербально агрессивны, менее раздражимы. У спортсменов отмечаются высокие показатели механической и образной памяти, социально-психологической адаптации, эмоциональной стабильности (низкий нейротизм) и низкая тревожность.
Ключевые слова: 
физическая активность, психофизиологические особенности, социально-психологическая адаптация, тревожность, агрессивность.
Библиографический список: 

1. Айзман Р.И., Лебедев А.В., Айзман Н.И., Рубанович В.Б. Психофизиологические и личностные особенности студентов первого курса педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 6. – С. 244–251.
2. Барыбина Л. Н., Козина Ж. Л. Характеристика психофизиологических показателей студентов различных спортивных специализаций // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 4. – С. 6–11.
3. Гиренко Л. А., Головин М. С., Айзман Р. И. Психофизиологические показатели здоровья «лыжников-гонщиков» пубертатного возраста // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 9. – С. 97–103.
4. Гурин В .В. Проблема тревожности как эмоционального переживания, влияющего на физическую деятельность спортсмена // Вестник МГТУ. – 2009. – № 2. – С. 100–102.
5. Кутергин Н. Б., Рябушенко А. А., Горбатенко А. В. Формирование оптимальной агрессивности у спортсменов-борцов // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 1. – С.70–74.
6. Мантрова И. Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. Иваново: ООО «Нейрософт», 2007. – 216 с.
7. Марьясова Д.А., Линде Е.В., Орджоникидзе З.Г. Психофизиологическая оценка состояния спортсменов-паралимпийцев // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2011. – № 10(94). – С. 27–31.
8. Сандомирский М. Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности осуждённых. — Уфа: «Здравоохранение Башкортостана», 2001. – 88 с.
9. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. — М.: Медицина, 1981. – 232 с.
10. Шарова П. В., Абызова Т. В., Шаров А. В. Уровень здоровья студентов с различным режимом двигательной активности // Вестник ЮУрГУ. – 2010. – № 6. – С. 127–131.
11. Maddi S. Creating Meaning Through Making Decisions // The Human Search for Meaning / ed.by P.T.P.Wong, P.S.Fry. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 2008, p.1-25.