УДК: 
378(091)
Карнаух Надежда Валентиновна
Кандидат педагогических наук, Кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, Благовещенский государственный педагогический университет, pedagog31@mail.ru, Благовещенск

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНО-СТИ ДЕРПТСКОГО ПРОФЕССОРСКОГО ИНСТИТУТА

Аннотация: 
В статье представлен историографический анализ проблемы деятельности Профессорского института, который был создан в XIX веке при Дерптском университете для подготовки отечественных преподавателей высшей школы России. В изучении феномена Профессорского института автором обозначены несколько этапов, которые отличаются характером изложения информации о нем: XIX – начало XX века - подробное изложение внешней организации и функционирования; советский период - неоднозначная оценка, свя-занная с негативной характеристикой «николаевской эпохи»; конец XX - начало XXI века - анализ взаимодействия российской и европейской систем университетского образования, становления отечественных научных школ. Система подготовки профессоров для россий-ских университетов, сложившаяся в Профессорском институте, рассматривается автором, в историческом контексте первой половины XIX века, как научно-педагогическая школа.
Ключевые слова: 
Профессорский институт, подготовка научно-педагогических кадров, историографические источники, научно-педагогическая школа.
Библиографический список: 

1. Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII- первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. – М.: Знак, 2009 – 640 с.
2. Андреев А. Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII – первой половине XIX века. – М.: Знак, 2005. – 432 с.
3. Бакушкина Е. М. Педагогические взгляды Н.И. Пирогова: автореф. дисс. … канд. пед. н. – СПб., 2007. – 24 с.
4. Бастракова М. С. Наука: «ученые средства «и «ученые силы»/ Очерки русской культу-ры XIX. – Т.3. – М: изд-во Московского ун-та, 2001. – 604 с.
5. Бородулин В. Лишний человек. Доктор Г. И. Сокольский в Москве середины XIX века //Россия XXI. – 2007. – №2 и №3.
6. Бороздин И. Н. Университеты в России в первой половине XIX века //История России в XIX веке. – СПб.: изд-во тов-ва «Бр. А.и И. Гранат и Ко». – Т. 2 – 1907. – 349 с.
7. Галкин К. Т. Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР. – М.: Совет-ская наука, 1958. – 176 с.
8. Захаров И. В. Миссия университета в европейской культуре. – М., Советская наука, 1994. – 240 с.
9. Императорский Юрьевский, бывший Дерптский, ун-т за 100 лет его существования (1802-1902). Т.1: Первый и второй периоды (1802-1865). Исторический очерк Е. В. Пе-тухова, ордин. проф. Импер. Юрьевского ун-та.– Юрьев: Тип. К. Маттисена, 1902. – 620 с.
10. История Императорского Казанского Университета за первые сто лет его существова-ния. 1804-1904. Н. П. Загоскина, заслуженного ординарного профессора. Т. II. часть вторая (1814-1819). – Казань: изд. Ун-та, 1903. – 626 с.
11. История императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею ординарным профессором русской словесности и педагогии Степаном Шевы-ревым. 1755-1855. – М.: Унив. тип., 1855. – 576 с.
12. Калью П. И. Профессорский институт при Тартуском (Дерптском) университете (из истории подготовки научно-педагогических кадров в России) //Советская медицина. -1955. – №8. – С. 87 – 91
13. Костина Т. В. Воспитанники Санкт – Петербургского университета в Дерптском Про-фессорском институте // Петербургские исследования: Альманах. – 2011. – №3. – С. 219–228.
14. Краткий очерк истории Харьковского университета за первые 100 лет его существова-ния (1805-1905), составленный профессорами Д. И. Багалеем, Н. Ф. Сумцовым и В. П. Бузескулом. – Харьков: изд. Ун-та, 1906. – 329 с.
15. Левит М. М. Значение деятельности Ф. И. Иноземцева для развития отечественной медицины: автореф. дисс. … канд. мед. наук. – М.: – 2-ой Моск.мед. институт им. И. В. Сталина, 1955. – 16 с.
16. Левицкий Г. Астрономы Юрьевского университета с 1802 по 1894г. – Юрьев: тип. К. Маттисена, 1899. – 224 с. Записка ректора Юрьевского университета профессора Г. В. Левицкого «Краткий очерк деятельности Профессорского института, существовавшего при Дерптском университете в 1828-1839 гг».: РГИА, фонд 922, опись №1, ед.хр. №176, 3 л.
17. Лейкина–Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. – М., 1971. – 75 с.
18. Любарский А. Свет русской науки. Очерки. – Таллин: Эстонское госуд. изд-во, 1952. – 331 с.
19. Ляхович Е. С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. – Томск: изд-во Томского архитектурно-строительного университета, 1998. – 581 с.
20. Мартинсон Э. Э. Исторические связи Тартуского (Б. Юрьевского) университета с рус-ской наукой. – Таллин: Эстонское госуд. изд-во, 1951. – 82 с.
21. Менделеев Д. И. О подготовке профессоров и преподавателей для высших учебных за-ведений // Сочинения: в ХХV т. – Л.- М., 1952. Т. XXIII. – 379 с.
22. Мирский М. Как готовили профессоров медицины. К 180-летию Профессорского ин-ститута в Дерпте //Медицинский вестник. – 2008. – № 41–42.
23. Павлова Г. Е. Организация науки в России первой половины XIX в. – М.: Наука, 1990. – 239 с.
24. Пазинич Б. С. Проблемы дидактики высшей школы в пед. наследии Н. И. Пирогова: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М. 1975. – 21 с.
25. ПаинаЭ. С. Профессорский институт при Тартуском университете (1828 – 1839) и рус-ско-прибалтийские научные связи. (По материалам ЦГИА СССР) // Из истории естест-вознания и техники Прибалтики, II. – Рига: изд. Зинатне, 1970. – 376 с.
26. Петров Ф. А. Российские университеты / Очерки русской культуры XIX. Т.3. – М.:Изд-во Московского ун-та, 2001. – 604 с.
27. Петров Ф. А. Формирование системы университетского образования в России: – в 3 т. – Т. 3: – Университетская профессура и подготовка Устава 1835 года. – М.: Изд. МГУ, 2003. – 64о с.
28. Пирогов Н. И. Университетский вопрос. Дополнения к замечаниям на проект общего устава императорских российских университетов. – СПб.: Тип. И.Огризко, 1863. – 85 с.
29. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения: 1802 – 1902 гг. – СПб. Министерство нар. Просвещения, 1902. (М.: Книга по требованию, 2013. – 836 с.)
30. Скворцов А. М. М. С. Куторга и его антиковедческая школа (К 200-летию со дня рож-дения М. С. Куторги) //Вестник Челябинского государственного университета. Исто-рия. – 2009. – №12(150). – Вып.31. – С. 125–130.
31. Тамул В. Э. Профессорский институт и международные связи Тартуского университета в первой половине XIX века: дисс. … канд. ист. наук. – Тарту, 1988. – 247 с.
32. Танклер Х. Роль воспитанников Тартуского университета в развитии естествознания в Петербургской Академии наук. – Таллин: Валгус, 1982 – 148 с.
33. Юрченко Л. П. Развитие педагогики высшей школы в Харьковском университете (1805 – 1861 гг.): дис. … канд. пед. наук. – Харьков, 1981. – 150 с.
34. Maurer Trude. Der Weg zur Mundigkeit. Auslandsaufenthalte ruβlandischer Wissenschftler im 19. Und fruhen 20. Jahrhundert. [эл. Ресурс] www.biblioteca-classica.org /.../ maur-er@5Prn (обращение 28.06.2014).