УДК: 
376.7
Суровцова Елена Ивановна
Директор, МБОУ СОШ № 7, surovsovaei@mail.ru, Нефтеюганск Ханты – Мансийский автономный округ

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО СЕВЕРНОГО ГОРОДА

Аннотация: 
Особенности социальной адаптации детей мигрантов в малом северном городе весьма существенны, они связаны с компактностью проживания, менталитетом жителей, образовательной сетью. Проблемы обучения связаны не только с незнанием языка, истории, традиций новой страны, но и с психологическими переживаниями прибывших и интолерантностью местных жителей. Для мигранта важно влиться в новый социум с первых дней проживания в новой стране. В статье определены факторы, влияющие на социальную адаптацию, представлен опыт работы образовательной организации малого северного города по использованию специфических механизмов межгруппового восприятия, которые помогают ускорить процесс социальной адаптации детей - мигрантов.
Ключевые слова: 
социальная адаптация, малый северный город.
Библиографический список: 

1. Адаптация детей мигрантов в школе. – Ульяновск: Изд-во Ульяновского госуниверситета, 2010. – 104 с.
2. Александров Д. А., Баранова В. В., Иванюшина В. А. Дети из семей мигрантов в школах Санкт-Петербурга: предварительные данные. – СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2011. – 166 с.
3. Бочарова Ю. Ю. Межкультурное образование в детском возрасте – актуальная проблема современности (по материалам отечественных и зарубежных исследований). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eduhmao.ru/info/ (дата обращения 23.11.14.).
4. Горячев Ю. А., Захаров В. Ф., Курнешова Л. Е., Омельченко Е. А., Савченко Т. В. Интеграция мигрантов средствами образования: опыт Москвы. – М.: Издательский дом «Этносфе- ра», 2008. – 112 с.
5. Гукаленко О. В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: автореф. … дисс. д-ра пед. наук. – Ростов н/Д: РГПУ, 2000. – 50 с.
6. Засыпкин В. П., Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Методология и методика конкретно-социологического исследования проблем обучения и социальной адаптации детей-мигрантов в ХМАО – Югре: научно-методическое пособие. – Сургут: РИО СурГПУ, 2012. – 95 с.
7. Кожемякин Е. А. Межкультурные коммуникации: от теории к практике. Монография. – Белгород: изд-во БелГУ, 2003. – 119 с.
8. Лукьянова Е. Л. Образовательные достижения детей мигрантов (по материалам опроса в Санкт-Петербурге) // Журнал исследований социальной политики. – 2011. – № 3. – С. 319 – 338.
9. Положение детей мигрантов и вынужденных переселенцев из доклада «Положение детей в ХМАО – Югре». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pdugra.ru/pdu/protection/position.htm. (дата обращения 23.11.14.).
10. Han W.-J. Academic Achievements of Children in Immigrant Families //Educational Research and Review. 2006. Vol. 1 (8). P. 286–318.