УДК: 
37.013.77
Воробьева Татьяна Александровна
старший преподаватель кафедры социально-массовых коммуникаций, Новосибирский государственный технический университет, vorobyeva.tatiana@gmail.com, Новосибирск

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ (№2-2015)

Аннотация: 
В статье рассматриваются психологические особенности электронного обучения как деятельности, опосредованной компьютерными технологиями, в том числе личностные качества, необходимые для успешного обучения в электронной образовательной среде. Было установлено, что мотивационный фактор и тип восприятия так же, как и личные свойства и особенности характера обучающихся, оказывают влияние на процесс электронного обучения и их вовлеченность в него. На основе изученной литературы и результатов исследований, были выделены и систематизированы основные качества и способности электронного слушателя, необходимые для продуктивного функционирования в электронной образовательной среде. Также были выявлены факторы, которые необходимо учитывать при проектировании электронных учебных курсов.
Ключевые слова: 
электронное обучение, электронная образовательная среда, компьютерные технологии, психологические особенности, коммуникация, визуалы, аудиалы, кинестетики, тип восприятия, мотивация
Библиографический список: 

1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М.: Издательство МЭСИ, 1999. – 196 с.
2. Могилева В.Н. Особенности когнитивных процессов дистанционного обучения. URL: http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=l... (Дата обращения: 11.02.2015)
3. Artino Jr., A. R., Stephens, J. M. Beyond grades in online learning: Adaptive profiles of self-regulated learners. Journal of Advanced Academics. – 2009. – № 20(4). – Pp. 568-601.
4. Ballou J., Chinappi J. Creating a Positive Learning Environment for Adults. URL: http://www.brighthub.com/education/online-learning/articles/41064.aspx (Дата обращения: 04.02.2015)
5. Cercone K. Characteristics of adult learners with implications for online learning design. AACE Journal. – 2008. – № 16(2). – Pp. 137–159.
6. Choy S., McNickle, C., Clayton, B. Learner expectations and experiences: An examination of student views of support in online learning. URL: http://eprints.qut.edu.au/7250/1/7250.pdf (Дата обращения: 01.02.2015)
7. Colorado J.T., Eberle J. Student demographics and success in online learning environments. Emporia State Research Studies. – 2010. – Vol. 46. – № 1. – Pp. 4-10.
8. Cuskell E., Danaher P., Purnell K. Just which technology do distance students really want? Results of focus group research, The Proceedings of the 13th Biennial Forum of the Open and Distance Learning Association of Australia, 1997. – Pp. 88-93.
9. Derrick M.G. Creating environments conducive for lifelong learning. New Directions for Adult and Continuing Education. – 2003. – № 100. – Pp. 5–17.
10. Diaz D.P., Cartnal R.B. Students' learning styles in two classes: Online distance learning and equivalent on-campus, College Teaching. – 1999. – Vol. 47. – № 4. – Pp. 130-135.
11. Folinsbee S. Online Learning for Adults: The factors that contribute to successful and effective learning. A Literature Review. – 2008. – Pp. 1-24.
12. Huynh M.Q., Umesh U.N., Valachich, J. E-Learning as an Emerging Entrepreneurial Enterprise in Universities and Firms. Communications of the AIS. – 2003. – №12. – Pp. 48-68.
13. Imel S., Jacobson E. Distance Education and E-Learning: New Options for Adult Basic and English Language Education. California Adult Education Digest. – 2006. – № 4. - Pp. 1-4.
14. Larreamendy-Joerns J., Leinhardt G. Going the distance with online education. Review of Educational Research. – 2006. – № 76(4). – Pp. 567-605.
15. Mahmod R., Dahlan N., Ramayah T., Karia M., Asaari, N. Attitudinal Belief on Adoption of E-MBA Program in Malaysia. Turkish Online Journal of Distance Education. – 2005. – № 6(2). – Pp. 1-10.
16. Nakayama M., Yamamoto H., Santiago R. The Impact of Learner Characteristics on Learning Performance in Hybrid Courses among Japanese Students. The Electronic Journal of e-Learning. – 2007. – Vol. 5. – № 3. – Pp. 195-206.
17. Rovai, A.P. In search of higher persistence rates in distance education online programs. Internet and Higher Education. – 2003. – № 6. – Pp. 1-16.
18. Smith P.J., Murphy K., Mahoney, S.E. Towards identifying factors underlying readiness for online learning: An exploratory study. Distance Education. – 2003. – № 24(1). – Pp. 57-67.
19. Wagner N., Hassanein K., Head M. Who is responsible for E-Learning Success in Higher Education? A Stakeholders' Analysis. Educational Technology & Society. – 2008. – № 11(3). – Pp. 26-36.
20. Willems J. Does style matter? Considering the impact of learning styles in e-learning. URL: http://www.ascilite.org.au/conferences/singapore07/procs/willems-poster.pdf (Дата обращения: 16.02.2015)
21. Zhang D., Zhou L., Briggs R.O. Instructional video in e-learning: Assessing the impact of interactive video on learning effectiveness. Information & Management. – 2006. – № 43. – Pp. 15-27.