УДК: 
371.4
Шустова Инна Юрьевна
Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории развития личности в системе образования, Институт стратегии развития образования, innashustova@yandex.ru, Москва

ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ (№2-2015)

Аннотация: 
Статья затрагивает актуальные для современного образования проблемы, связанные с конструированием и организацией опытно-экспериментальной работы в школе как способом практического освоения инновационных процессов в образовании. Статья по¬священа раскрытию теоретических и методических оснований конструирования опытно-экспериментальной работы как синтеза изучения опыта реальной практики по воспитанию и проектированию реализации педагогического эксперимента в сфере школьного воспитания. Объектом и предметом опытно-экспериментальной работы является не столько педагогический процесс сам по себе, сколько жизнедеятельность человека, включенного в него. Содержание опытно-экспериментальной работы по воспитанию в современной школе представлено через взаимодействие и взаимопроникновение науки и практики в их единстве, как система направлений, методов и форм профессиональной деятельности педагогов по осознанию и реализации на практике новых образцов педагогического опыта. Выделены значимые факторы, способствующие проведению опытно-экспериментальной работы по воспитанию в школе: научно-методическое сопровождение, профессионально-личностная общность педагогов, система стимулирования и поддержки педагогов и пр. Раскрыты критерии результативности опыт¬но-экспериментальной работы в школе.
Ключевые слова: 
воспитание, опытно-экспериментальная работа, исследовательская дея¬тельность, педагогический эксперимент, педагогическая реальность, педагогическая практика, инновационные процессы
Библиографический список: 

1. Алиева Л.В. Опытно-экспериментальная работа – стимул личностного профессионального роста педагога-воспитателя // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2014. – №2(34). – С.136–46.
2. Демакова И.Д. Специфика опытно-экспериментальной работы педагога-воспитателя в международном корчаковском интеграционном лагере «Наш Дом» (1993–2013) // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2014. – №2(34). – С. 118–135.
3. Загвязинский В.И. Практическая методология педагогического поиска: учеб.пособ. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2008. – 120 с.
4. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. – М.: ПЕР СЭ, 2010. – 336 с.
5. Парфенова И.С. Критерии оценки качества воспитательной деятельности классного руководителя в контексте гуманистического воспитания// Вопросы воспитания. – 2012. – №3(12). – С.99–104.
6. Психолого-педагогические основы экспериментальной работы в образовательном учреждении: монография. – М.: Шадринск: Шадринский Дом печати, 2009. – 151 с.
7. Селиванова Н.Л. Особенности организации опытно-экспериментальной работы по воспитанию в сфере общего образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2014. – №2(34). – С. 112–117.
8. Степанова И.В. Профессиональная позиция педагога как условие эффективности опытно-экспериментальной работы в образовательной организации// Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2014. – № 2(34). – С.161–166.
9. Степанов П. В. О возможностях и ограничениях эксперимента в сфере воспитания // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2014. – № 2(34). – С. 167–172.
10. Современная практика организации опытно-экспериментальной работы по воспитанию в сфере общего образования: сборник научных статей. – М.;Тверь: ГК «Стимул», 2014. – 160 с.
11. Шустова И.Ю. Направления и формы опытно-экспериментальной работы // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2014. – № 2(34). – С.173–181.
12. Шустова И.Ю. Сохранение и развитие тенденций коллективного воспитания в современном образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №3. – С.36–42.
13. Action and Reflection in Teacher Education / editors Gareth Harvard, Phil Hodkinson.– New Jersey:Ablex Publishing Corporation Norwood, 1994. – 274 p.