УДК: 
372.016:811.161.1
Чеботарева Елена Геннадьевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры "Массовые коммуникации и лингвистика", Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А, elena.chebotareva@gmail.com, Саратов

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ОРАТОРСКОМУ ИСКУССТВУ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (№2-2015)

Аннотация: 
Одна из первостепенных задач образования сегодня - подготовка специалистов, обладающих знаниями не только в области естественных и технических наук, но и в области делового общения, умеющих пользоваться всем богатством литературного языка, и более того, стремящихся к постоянному личностному и профессиональному росту. Опыт ХХ столетия показывает, что успешно развивались те страны, которые занимались риторическим просвещением и развитием коммуникативных технологий. Широкая гуманитарная под¬готовка учащихся возможна при введении в учебные планы высшей школы курса «Риторики». Общеобразовательное значение курса риторики оценивается высоко: во-первых, сегодня увеличился спрос на специалистов, владеющих ораторским искусством; во-вторых, изучение риторики развивает необходимые умения и навыки, используемые в разных видах деятельности. В данной работе предпринята попытка разработать эффективную систему упражнений обучения ораторскому искусству в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» в процессе профессиональной подготовки.
Ключевые слова: 
русский язык, культура речи, ораторское искусство, риторика, коммуника¬тивная компетенция, риторическая компетенция
Библиографический список: 

1. Аннушкин В. И. Культура речи и риторика в составе речеведческих дисциплин и современной речевой практике // Экология языка и коммуникативная практика. – 2014. – № 1 (1). – С. 14–24.
2. Архарова Л. В. Обучение студентов неязыковых вузов русскому языку и культуре речи на материале связных текстов пространства: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ярославль, 2008. – 23 с.
3. Васильева И. Ю. Использование системного подхода при обучении риторике будущих священнослужителей // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2010. – № 3. – С. 61–65.
4. Кайбияйнен А. А. От коммуникативных компетенций к профессиональному имиджу инженера // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – Т. 7, № 20. – С. 391–393.
5. Калашникова О. В. Эволюция подходов к проблеме подготовки преподавателей высшей школы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2013. – Т. 3, № 4. – С. 58–67.
6. Качалова Л. П. Педагогическая технология формирования риторической компетенции будущего учителя // Известия уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2009. – Т. 67, № 3. – С. 52–56.
7. Колесникова Л. Н. Инновации в преподавании риторики, русского языка и культуры речи в современном вузе // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе: материалы IV международной научно-методической конференции, посвящённой 240-летию Горного университета. – СПб.: РИЦ Национально минерально-сырьевой университет «Горный», 2013. – С. 210–213.
8. Колтунова М. В. Язык и деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. – М.: Экономика, 2010. – 150 с.
9. Миночкина Г. А. Дисциплина «Русский язык и культура речи» как важный фактор подготовки современного высококвалифицированного специалиста // Научный вестник МГИИТ. – 2013. – № 1 (21). – С. 110–113.
10. Овсянникова О. А. Психолого-педагогические концептуальные основы формирования «языковой личности» студентов вуза // Право на образование. – 2013. – № 11. – С. 34–41.
11. Пассов Е. И. Коммуникативные упражнения. – М.; Л.: Просвещение, 1967. – 99 с.
12. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс]. – URL: http://enc-dic.com/fwords/Imidzhmejker-14171.html (дата обращения: 25.11.2014).
13. Суздалова М. А., Сушко А. В. О необходимости владения навыками публичного выступления для современного успешного руководителя в условиях изменяющегося рынка труда // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 5–1. – С. 603–606.
14. Чиговская-Назарова Я. А. Публичное выступление как средство коммуникативной компетентности студентов в поликультурном пространстве педагогического вуза // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Флоровские чтения». – Глазов, 2014. – С. 208–210.
15. Constant Leung & Jo Lewkowicz Language communication and communicative competence: a view from contemporary classrooms // Journal: Language and Education. – 2013. –Vol. 27, iss. 5. – Р. 398–414 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.tandfonline.com (дата обращения: 25.11.2014).
16. Fuller S. Interdisciplinary Rhetoric: Lessons for both Rhetor and Rhetorician //
Journal: Social Epistemology. April 1995, Vol. 9, iss. 2. – Р. 201–204 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.tandfonline.com (дата обращения: 25.11.2014).