УДК: 
37. 016:57(045)
Семенова Наталья Геннадьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, географии и методик обучения, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, natashasemenovak@mail.ru, Саранск
Якунчев Михаил Александрович
Доктор педагогических наук, профессор кафедры биологии, географии и методик обучения, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, mprof@list.ru, Саранск
Кемешева Александра Алексеевна
аспирант кафедры биологии, географии и методик обучения, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, alexandra.kemesheva@yandex.ru, Саранск

Экспериментальные умения при изучении организма растений в условиях детского технопарка

Аннотация: 
В условиях совершенствования современного образовательного процесса возрастает роль организаций дополнительного образования детей. Они призваны обеспечивать удовлетворение индивидуальных способностей и потребностей по разным аспектам развития личности. Это в полной мере касается деятельности детского технопарка, функционирующего в структуре организаций дополнительного образования, связанной с внедрением новых технологий в образовательный процесс, что предполагает овладение экспериментальными умениями. Многие из обучающихся проявляют интерес к изучению растений с использованием лабораторного оборудования. Для этого имеется необходимость в определении состава экспериментальных умений, без которых не представляется возможным целенаправленное изучение растений в целом, организма растения, его компонентов и особенностей их функционирования, в частности. В статье конкретизировано понятие об экспериментальном умении, в контексте которого определены соответствующие группы умений – организационные, коммуникативные, теоретические и практические с указанием в отношении каждого из них конкретных умений с краткими пояснениями. Цель статьи. Актуализация важности использования потенциала детского технопарка в выполнении обучающимися исследовательской работы по изучению живых систем – организма растений в лаборатории «БИОквантум» на основе задействования выявленной и охарактеризованной совокупности экспериментальных умений. Методология исследования. Методологической основой выполненной работы является деятельностный подход, выступающий в качестве основы для выявления состава и характеристики экспериментальных умений, без которых не представляется возможным целенаправленное выполнение обучающимися сферы дополнительного образования опытов в лаборатории «БИОквантум» детского технопарка. Методы исследования. В качестве методов были задействованы следующие: изучение и анализ опубликованных источников по теме статьи, дедуктивная основа выражения полученных материалов и обобщение в рисунках. Заключение. Выявленные и охарактеризованные экспериментальные умения – организационные, коммуникативные, теоретические и практические – выступают как средство реализации исследовательской деятельности обучающихся сферы дополнительного образования для выполнения ими опытов по изучению организма растения в лаборатории «БИОквантум» детского технопарка.
Ключевые слова: 
дополнительное образование; обучающиеся; экспериментальные умения по изучению организма растений в условиях детского технопарка
Библиографический список: 

1. Дьячкова Т. В. Социально-педагогические условия развития личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования детей // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 4. – С. 99–104.
2. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения: 20.05.2024).
3. Карпушина Л. П., Пупкова Н. Ф., Баранова С. В. Формирование социальной ответственности у подростков в организациях дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование. – 2022. – Т. 13, № 1. – С. 52–57.
4. Опарин Р. В., Арбузова Е. Н. Стратегические ориентиры создания культуротворческой среды дополнительного экологического образования // Педагогическое образование и наука. – 2021. – № 3. – С. 41–49.
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 №701) [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/f9321ccd1102ec99c8b7020bd2e9761f/downlo... (дата обращения: 20.05.2024).
6. Прозументова Г. Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели // Вестник Томского государственного университета: Общенаучный периодический журнал. – Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет. – 2012. – № 5 – С. 182–189.
7. Роберт И. В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. – 2020. – № 3 (47). – С. 3–16.
8. Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Формирование универсальных педагогических компетенций средствами современных технопарков (на примере социальных УПК) // Преподаватель XXI век. – 2022. – № 4, Ч. 1. – С. 75–87.
9. Милинский А. Ю. Межфакультетский технопарк универсальных педагогических компетенций как средство профессиональной ориентации школьников на педагогические профессии // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 4 (206). – С. 247–251.
10. Новик И. Р., Жадаев А. Ю., Галкина Е. Н., Ганькина А. А. Использование цифровых лабораторий в процессе профессиональной подготовки будущих учителей химии // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 3. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32622 (дата обращения: 20.05.2024).
11. Кеспикова В. Н. Образовательный технопарк «ТЕМП»: концепция и модели воплощения. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 104 с.
12. Ильясов Д. Ф., Кеспиков В. Н., Солодко-ва М. И. Образовательный технопарк: новые возможности повышения качества образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. – С. 240. – URL:https://science-education.ru/ru/article/view?id=25289 (дата обращения: 20.05.2024).
13. Филатова О. Н., Феофанова Т. Д., Маркова А. Д. Педагогический кванториум как средство повышения цифровых компетенций // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. – 2022. – № 1 (59). – С. 26–28.
14. Бабкин Р. И., Арбузова Е. Н. Модель взаимодействия средней школы и технопарка педагогического вуза в реализации современного биологического образования // Биологическое образование: традиции и инновации: материалы I Всероссийской науч.-практ. конф. под научн. ред. Н. В. Ефимовой, М. В. Семеновой. – Челябинск: Изд-во Южно-Уральский госуд. гуманитарно-педагогич. университет, 2010. – С. 21–26.
15. Барабашкина Е. В., Трифанова А. А., Филатова О. Н. Педагогический кванториум как средство создания инновационного образовательного пространства // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74 (1). – С. 26–28.
16. Борисова Н. В., Арбузова Е. Н. Формирование информационной культуры школьников на учебных занятиях по биологии средствами мобильных технологий обучения. – Омск: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр КАН», 2022. – 192 с.
17. Опарин Р. В., Марголина И. Л., Ефимо-ва Т. М., Лялина И. Ю. Демонстрационные опыты с цифровыми лабораториями. Биология. Экология. ОБЖ: метод. рекомендации. – М.: Издательство «ВАРСОН», 2022. – 56 с.
18. Суматохин С. В. Биологическое образование на рубеже ХХ–ХХI веков: монография. – М.: Школьная Пресса, 2021. – 416 с.
19. Кемешева А. А. Возможности детского технопарка для формирования у обучающихся знаний о растении как целостном организме // Научное мнение. – 2023. – № 12. – С. 110–119.