Дрейфельд Оксана Викторовна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации, Кемеровский государственный медицинский университет, filoxenia@mail.ru, Кемерово
Аннотация:
В статье представлены проблемные аспекты одной из разновидностей творческих письменных заданий по литературе – заданий на основе рефлексивного письма.
Цель статьи – выявить и обосновать дидактический потенциал творческих заданий на основе рефлексивного письма в развитии читательских компетенций школьников среднего и старшего звена.
Методология. Контент-анализ применялся к образцам творческих заданий на основе рефлексивного письма, концептуальный анализ послужил основой для выработки определения и классификации «творческих заданий». Представленный теоретический материал и образцы творческих заданий помогут преподавателям-словесникам и методистам в формировании навыка со-творческого чтения у читателей-школьников.
Результаты. Творческие задания на основе рефлексивного письма способствуют расширению читательского кругозора и развивают способность школьников-читателей письменно выражать свои мысли. Проверка умения создавать тексты в рамках рефлексивных жанров происходит в «творческом задании» не прямо. Производится инициация рефлексии, направленной на самые разные, подчас не так легко обращающие на себя внимание читателя аспекты бытования литературных произведений: что такое творчески продуктивный контакт с литературным произведением и каковы признаки «настоящего читателя», каковы аспекты взаимодействия читателя и литературного произведения в культуре и многие другие проблемы.
Заключение. В отличие от заданий на основе творческого письма, творческое задание на основе рефлексивного письма требует буквального, точного языка, аргументированного решения задачи, применения языковых средств в зависимости от коммуникативной цели рефлексии, заданной в творческом задании. В то же время само понятие «письма» делает акцент на процессе написания текста-рефлексии от первого лица, что обусловлено задачей пробуждения аналитической деятельности читателя, следующей за со-творческой активностью.
Ключевые слова:
творческое задание; олимпиада по литературе; формирование культуры чтения; формирование культуры письма; образцы творческих заданий; рефлексивное письмо
Библиографический список:
1. Станчек Н. А. Письменные творческие задания по литературе // Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы: сб. научных трудов под науч. ред. З. Я. Рез. ‒ Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977. ‒ С. 46‒57.
2. Романичева Е. С. Творческие задания по литературе: от истории к современности, от консервации форм к их развитию и трансформации (общий обзор) // Педагогический ИМИДЖ. ‒ 2021. ‒ Т. 15, № 2 (51). ‒ С. 198–214. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-198-214
3. Кучина Т. Г. Принципы составления и решения олимпиадных заданий по литературе // Ярославский педагогический вестник. ‒ 2017. ‒ № 4. ‒ С. 93‒99.
4. Ядровская Е. Р. Проблема творческих работ в школьном литературном образовании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. ‒ 2009. ‒ № 112. ‒ С. 63‒72.
5. Филонова Ю. А. Принципы руководства творческими упражнениями учащихся в методических системах педагогов-словесников второй половины XIX века // Ярославский педагогический вестник. ‒ 2001. ‒ № 3-4. ‒ С. 65‒70.
6. Методические рекомендации по проведению Всероссийской олимпиады по литературе [Электронный ресурс]. – URL: https://iro63.ru/detskaya-odarennost/VSOSH/2023-2024/metod_recom/lit.pdf (дата обращения: 8.03.2024).
7. Jauss H. R., Benzinger E. Literary History as a Challenge to Literary Theory // New Literary History. – 1970. – № 2 (1). – P. 7–37.
8. Дрейфельд О. В. «Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет…» (о творческих заданиях по литературе) // Русская словесность. ‒ 2024. ‒ № 2. ‒ С. 78–84.
9. Дрейфельд О. В. Зачем нужны творческие задания по литературе? // Филологический класс. ‒ 2024. ‒ Т. 29, № 1. ‒ С. 202‒209.
10. Writing reflectively [Электронный ресурс]. – URL: https://services.unimelb.edu.au/__data/assets/pdf_file/0011/675776/Writi... (дата обращения: 8.03.2024).