УДК: 
371.927
Мурашова Ирина Юрьевна
Кандидат психологических наук, Кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, Иркутский государственный университет, irinangarsk@yandex.ru, Иркутск

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИМОДАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (№2-2015)

Аннотация: 
В статье рассматривается логика исследования индивидуальной структуры полимодального восприятия у детей старшего дошкольного возраста, дается подробное описание психологической методики диагностики полимодального восприятия старших дошкольников, созданной на основе экспериментальной методики определения регуляторного профиля сенсорно-перцептивной активности у младших школьников Е. Н. Дзятковской. Освещаются обязательные условия и нюансы исследования полимодального восприятия в дошкольном возрасте. На выборке дошкольников с общим недоразвитием речи анализируются результаты проверки надежности и оценки критериальной валидности методики «Диагностика полимодального восприятия старших дошкольников», позволяющей выявить не только ведущую модальность восприятия, но и наличие активности и инактивности неведущих модальностей, что дает возможность определить индивидуальный тип профиля у детей седьмого года жизни.
Ключевые слова: 
структура полимодального восприятия, ведущие и неведущие модально¬сти восприятия, активные и инактивные модальности, гармоничный, дисгармонично-избира¬тельный, дисгармонично-инертный типы профиля полимодального восприятия
Библиографический список: 

1. Белозерцева И. Н. Обучаем ребенка саморегуляции. – Иркутск: Сервико, 2001. – 60 с.
2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В.Профессия – школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. – М.: Генезис, 2000. – 119 с.
3. Дзятковская Е.Н. Комплексная диагностика индивидуальных стилей регуляции. Здоровье и образование (теория, диагностика, практика реабилитации). –Иркутск, Иркут.гос. пед. ун-т, 1998. – 60 с.
4. Дзятковская Е.Н. Коррекция организации ментальных структур ребенка как принцип профилактики и реабилитации: автореф….дис. д-ра биол. наук. – Иркутск, 1998. – 30 с.
5. Мурашова И.Ю. Полимодальное восприятие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и условия его совершенствования: дис. … канд. психол. наук. – М., 2013. – 207 с.
6. Мурашова И.Ю.,Нодельман В.И. Особенности индивидуальной структуры полимодального восприятия старших дошкольников //Сибирский педагогический журнал. – 2013. –№ 2. – С. 213–217.
7. Нодельман В.И., Мурашова И.Ю. Особенности структуры полимодального восприятия у дошкольников с недостатками речи и их учет в коррекционно-развивающей работе //Сибирский педагогический журнал. – 2010.– № 5. –С. 382–394.
8. Нодельман В.И., Мурашова И.Ю. Совершенствование полимодального восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедической коррекции // Сибирский педагогический журнал. – 2011.– № 2. –С. 269–274.
9. Bradway L., Albers Hill B.HowtoMaximizeYourChild’sLearningAbility: ACompleteGuidetoChoosingandUsingthe Best Games, Toys, Activities, Learning AIDS and Tactics Fo. – Garden City Part. New York. – Avery Publishing Group, Inc., 1993. – 282 p.
10. Kaluger G., Kolson C.J. Reading and learning disabilities – 2ed. – Columbus, 1978. – 494 p.