УДК: 
378
Рогачева Ольга Викторовна
аспирант кафедры методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, 766saratov.olga@mail.ru, Саратов

Факторы и мотивы профессионального самоопределения

Аннотация: 
Статья посвящена исследованию факторов и мотивов, определяющих профессиональное самоопределение. В статье рассматривается содержание понятий «профориентация», «профессиональное самоопределение», «профессиональная идентичность». Целью статьи является определение факторов и мотивов, оказывающих влияние на выбор профессии. Под термином «профориентация» предлагается понимать свободный и самостоятельный выбор профессии в соответствии со способностями, склонностями, интересами и желанием личности, требующий личностно-ориентированной помощи, направленной на подготовку молодёжи к выбору профессии. Термин «профессиональное самоопределение» трактуется как длительный и непрерывный процесс целенаправленной работы, сознательного творческого и профессионального выбора человека, стремящегося к формированию себя как полноценного участника сообщества профессионалов, требующий оказания индивидуальной помощи, начиная с этапа выбора будущей профессии. «Профессиональную идентичность» следует рассматривать как совокупность ведущих характеристик профессионального развития человека, личных и профессиональных ценностей, отражающих единство человека с его деятельностью во взаимодействии с профессиональной группой. Методологию исследования составляют комплексное всестороннее исследование выбора будущей профессии человеком в зависимости от профориентации, профессионального самоопределения, выработки профессиональной идентичности, свидетельствующей о психологическом принятии избранной профессиональной деятельности, а также в зависимости от некоторых факторов, определяющих таковой выбор. Методы исследования: общетеоретические – анализ, синтез материалов из научных источников по заявленной теме, эмпирические – диагностика факторов выбора будущей профессии обучающимися, статистические расчеты полученных данных. Заключение. В статье выделены объективные и субъективные факторы, которые учитываются при выборе профессии. По результатам исследования на выявление мотивов выбора профессии студентов 1-го курса СГМУ им. В. И. Разумовского по оригинальной методике Е. А. Климова доказано, что на выбор профессии в большей степени влияют такие мотивы, как стремление выстроить свой профессиональный путь увлекательным и полезным для других людей образом, а лишь затем присутствует желание обеспечить свое материальное благополучие.
Ключевые слова: 
выбор профессии; профориентация; профессиональное самоопределение; профессиональная идентичность; педагогическая поддержка
Библиографический список: 

1. Сардушкина Ю. А. Взаимодействие школы и вуза как фактор повышения результативности профориентационной работы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Самара: Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, 2013. – 22 с.
2. Татьянченко Д. В. Профориентация: основы, проблемы, тенденции, ресурсы: методическое пособие для руководителей образовательных организаций. – Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016. – 55 с.
3. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 117 с.
4. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. – М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 335 с.
5. Красиков В. И. Метафизика самоопределения. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. – 220 с.
6. Моторина Л. Е. Философская антропология: учеб. пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 256 с.
7. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / отв. ред. Е.В. Шорохов. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1976. – 415 с.
8. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1998. – 326 с.
9. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд, перераб., доп. – М.; Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга 2003. – 336 с.
10. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. – М.: Академия, 2005. – 496 c.
11. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы // Человек и образование. – 2014. – № 3 (40). – С. 45–50.
12. Антонова М. В. Проектирование и апробация системы педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников // Гуманитарные науки и образование. – 2018. – № 2 (9). – С. 7–15.
13. Климов Е. А. Как выбирать профессию. – М.: Академия, 1990. – 158 с.
14. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
15. Ермолаева Е. П. Проблема личностного выбора в ситуациях профессионального кризиса // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе: тезисы докладов к международной научно-практической конференции (Москва, 15–16 сентября 1999 г.). – М.: Институт психологии РАН, 1999. – С. 63–65.
16. Красникова Ю. В. Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания // Актуальные вопросы современной педагогики: IV Межудар. научн. конф. (Уфа, 20–23 ноября 2013 г.). – Уфа: Молодой ученый, 2013. – С. 167–169.
17. Шнейдер Л. Б. Психология идентичности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 328 с.
18. Кретова Н. А., Вершинин С. И. Факторы профессионального самоопределения личности // Научные исследования в образовании. – 2010. – № 12. – С. 39–42.
19. Селиванова З. К., Родин А. Б. Государственное управление системой профориентации старших подростков как насущная проблема современной России // Власть. – 2021. – № 1 (29). – С. 16–22.
20. Зеличенко А. И., Шмелев А. Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник МГУ. – 1987. – № 4. – С. 33–42.