УДК: 
378
Белова Елена Николаевна
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования, Институт педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет, ebelova@sfu-kras.ru, Красноярск
Абрамов Алексей Николаевич
аспирант кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования, Институт педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет, abramov.niolai@gmail.com, Красноярск

Показатели сформированности ключевой управленческой компетентности студентов университета

Аннотация: 
В статье представлено обоснование сущности понятия «ключевая управленческая компетентность студентов», выделены компоненты, показатели и уровни сформированности данной компетентности. Цель статьи: выделить и обосновать компоненты, показатели и уровни развития ключевой управленческой компетентности студентов университета. Методология и результаты исследования. Исследование основывается на системном, компетентностном и аксиологическом методологических подходах. Системный подход позволяет исследовать процесс формирования ключевой управленческой компетенции как систему; аксиологический подход раскрывает ценности, которые лежат в основе развития данной компетентности и принятия управленческих решений; компетентностный подход позволяет оценивать компоненты ключевой управленческой компетентности студентов на основе определения показателей и уровней ее развития. Использованные методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения позволили проанализировать образовательные и профессиональные стандарты, основные задачи студентов, обучающихся по программам психолого-педагогической направленности и разработать структуру ключевой управленческой компетентности студентов, уровневые показатели сформированности данной компетентности. Предложенная авторами характеристика уровневых показателей развития компонентов ключевой управленческой компетентности студентов университета будет использована для дальнейшего научно-педагогического исследования.
Ключевые слова: 
ключевая управленческая компетентность студента; компетентность; компетенция; университет; компоненты; показатели
Библиографический список: 

1. Адольф В. А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 5. – С. 38–41.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. – 2009. – № 2. – С. 7–14.
3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 392 с.
4. Колычева З. И. Социальная компетентность педагога в свете модернизации образования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2003. – № 6. – С. 26–35.
5. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Моск. гуманит. фонд «Знание», 1996. – 308 с.
6. Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Вестник Омского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. – 2006. – № 1. – 75 с.
7. Тряпицына А. П. Профессиональные компетенции как результат современного высшего педагогического образования // Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: теория, методология, технологии: материалы Международной научно-практической конференции (11–12 ноября 2008 г.). – М.: НОУ ВПО «СФГА», 2008. – С. 44–48.
8. Афанасьева Т. П., Елисеева И. А. Управленческая компетентность руководителей школ в регионе: оценка и совершенствование: методическое пособие для руководителей и специалистов региональной образовательной системы. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 2000. – 100 с.
9. Батракова И. С. Эмпирическое изучение практики оценки компетенций выпускников педагогических университетов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2023. – № 210. – С. 51–60.
10. Белова Е. Н. Становление и развитие сетевой самообучающейся организации: монография. – Красноярск: Литера-Принт, 2020. – 412 с.
11. Зимина Е. Ю. Развитие управленческой компетентности будущего педагога профессиональной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2004. – 172 с.
12. Чечель И. Д., Потемкина Т. В., Фирсова М. М. Управленческая компетентность руководителей образовательных организаций. – М.: Российская академия образования, 2014. – 186 с.
13. Brown R. B. Refrain the competency debate: Management knowledge and meta-competence in graduate education // Management Learning. – 1994. – Т. 25, № 2. – С. 289–299.
14. Komalasari K., Arafat Y., Mulyadi M. Principal’s management competencies in improving the quality of education // Journal of social work and Science Education. – 2020. – Т. 1, № 2. – С. 181–193.
15. Potgieter I., Coetzee M., Basson J. Management competencies for the development of heads of department in the higher education context: a literature overview // South African Journal of Labour Relations. – 2011. – Т. 35, № 1. – С. 81–103.
16. Белова Е. Н. Развитие ключевой управленческой компетентности работников сетевой самообучающейся организации // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 5. – С. 65–71.
17. Колодезникова С. И., Неустроева Е. Н. Управленческая компетентность как ключевой фактор в профессиональном становлении специалиста вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 2 (5). – С. 114–118.
18. Катунина И. В. Методологическое конструирование основ формирования управленческих компетенций в управлении человеческими ресурсами // Известия Байкальского государственного университета. – 2009. – № 5. – С. 94–99.