УДК: 
612.43
Костина Екатерина Алексеевна
Кандидат педагогических наук, доцент, професcор кафедры английского языка, декан факультета иностранных языков, Новосибирский государственный педагогический университет, ea_kostina@mail.ru, Новосибирск
Кретова Лариса Николаевна
Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка, Новосибирский государственный педагогический университет, kretlarisa@mail.ru, Новосибирск
Говорушенко Алёна Власовна
ассистент кафедры английского языка, Новосибирский государственный педагогический университет, govorushenkoaljona@gmail.com, Новосибирск

Модель адаптации студентов первого курса языкового факультета педагогического университета к обучению в вузе

Аннотация: 
Целью статьи является рассмотрение педагогической модели адаптации студентов первого курса языкового факультета педагогического университета к процессу обучения в вузе. Предлагаемая модель включает в себя следующие блоки: целевой, который отвечает за постановку целей и задач формирования адаптированности у студентов педагогического вуза; теоретико-методологический, связанный с соответствующими методологическими подходами; содержательно-деятельностный, в который входят компоненты, способствующие развитию социально значимых качеств личности; гностический, который направлен на активизацию познавательной деятельности студентов; коммуникативный, ориентированный на взаимодействие с преподавателями и развитие коммуникационных навыков студентов внутри группы; воспитательный, стимулирующий духовно-нравственное развитие личности; конструктивный, включающий интерактивную деятельность преподавателя по созданию учебных дисциплин; проектировочный, ориентированный на развитие навыков решения актуальных задач с учетом будущей специализации. Также в модель входит результативно-обобщающий блок, который включает в себя анализ результатов с помощью критериально-диагностического инструментария. Методы исследования. В качестве основных методов были использованы анализ, синтез, систематизация и обобщение психолого-педагогической литературы, метод моделирования. Результаты исследования. Реализация разработанной нами модели адаптации студентов первого курса к обучению в университете способна обеспечить достижение высокого уровня академической адаптированности. Реализация данной модели позволяет студентам успешно входить в новую среду вуза, способствует развитию и укреплению качеств, повышающих уровень их адаптированности. Заключение. Адаптация первокурсников к обучению в вузе является важнейшим фактором успешности дальнейшего обучения и профессиональной реализации выпускника.
Ключевые слова: 
адаптация; первокурсники; вуз; мотивация; обучение студентов вуза; учебный процесс
Библиографический список: 

1. Минахметова А. З., Погодина А. Ю. Особенности адаптации выпускников школ к учебной деятельности вуза // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 6 (149). – С. 207–214.
2. López M. J., Santelices M. V., Taveras C. M. Academic performance and adjustment of first-generation students to higher education: A systematic review // Cogent Education. – 2023. – Vol. 10, № 1. DOI: 10.1080/2331186X.2023. 2209484
3. Zarbat A. Social-psychological adaptation of first-year students to the university learning process // Eurasian Science Review. – 2023. – Vol. 1, № 4.
4. Маклаков А. Г., Головешкин И. Д. Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2011. – № 3. – С. 29–37.
5. Дахин А. Н. Технология реализации модели образовательной компетентности: монография. – Новосибирск: НГПУ, 2015. – 202 с.
6. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. – М.: Политиздат, 1977. – 348 с.
7. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. – Л.: ЛГУ, 1970. – 114 с.
8. Лодатко Е. А. Типология педагогических моделей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – № 1 (16) [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-pedagogicheskih-modeley (дата обращения: 02.11.2018).
9. Михеев В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. – М.: Высш. шк., 1987. – 196 с.
10. Окулов С. М., Сизихина О. В. О моделях в педагогических исследованиях // Вестник ВятГУ. – 2009. – № 4-1. – С. 135–138.
11. Штофф В. А. Роль модели в познании. – Л.: Изд-во ленингр. ун-та, 1963. – 128 с.
12. Карпова О. Л. Содержание прогностической модели развития самообразовательной деятельности студентов вуза // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 8. – С. 21–30.
13. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Модель как результат моделирования педагогического процесса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 9. – С. 136–140.
14. Ясвин В. А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. – 2-е изд. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
15. Говорушенко А. В. Критериальный аппарат оценивания адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе // Проблемы лингвистики и лингводидактики: материалы международного конкурса научных работ бакалавров, магистрантов и аспирантов. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. – С. 14–16.
16. Шумилова И. Ф. Критерии, показатели и уровни сформированности общекультурной компетенции будущих учителей гуманитарных специальностей // Педагогические науки: теория, история, инновационные технологии. – 2015. – № 10. – С. 195–202.