УДК: 
37.013
И Аньжань
ассистент кафедры теории и практики института иностранных языков РУДН, Российский университет дружбы народов, anyaanran@mail.ru, Москва, Россия

Актуальные вопросы методики преподавания китайского языка как иностранного в российских вузах

Аннотация: 
В статье рассматриваются проблемные вопросы, возникающие при изучении в российских вузах китайского языка. Дана оценка применимых методик и актуальное состояние их эффективности. Кроме того, приведены данные социологического исследования. Также рассмотрены перспективные методики, которые позволят повысить качество преподавания и адаптацию русскоязычных студентов при обучении китайскому языку. Автором выявлено, что изучение китайского языка является одним из приоритетных языковых направлений обучения в России. Это обусловлено складывающимися экономическими и политическими реалиями. В условиях активно развивающегося сотрудничества между Россий и Китаем возникает необходимость в профессионалах, владеющих китайским языком, для обеспечения коммуникации. Это касается, как деловой, так и государственной сферы. Именно поэтому потребность в изучении китайского языка выросла в разы по сравнению с предыдущим годом. Во многом китайский язык заменяет собой английский, поэтому многие вузы России адаптируют свои учебные программы и включают в них изучение китайского языка. При этом данная деятельность во многих неязыковых учебных заведениях находится на начальном этапе. Действующие нормы и ФГОСы подразумевают не бланкетное изучение языка, а умение его применять в реальных ситуациях. При этом изучение китайского языка значительно отличается от изучения иных иностранных языков в силу его особенностей. Кроме того, важна психологическая составляющая, связанная с переходом на иной тип формирования языковых умений и языкового восприятия. Цель статьи – выявить актуальные вопросы методики преподавания китайского языка как иностранного в российских вузах. Методология. Методом социологического исследования проверялась текущая методика преподавания китайского языка как иностранного в российских вузах. Результаты исследования показали, что в преподавательской работе в сфере преподавания китайского языка имеется ряд проблемных вопросов.
Ключевые слова: 
особенности изучения китайского языка; методики преподавания китайского языка; психологическая адаптация; китайская языковая культура; интерактивные методы обучения; новые подходы к преподаванию китайского языка
Библиографический список: 

1. И Аньжань. Особенности преподавания китайского языка в российских вузах // Управление образованием: теория и практика. – 2022. – № 1 (47). – С. 174–182.
2. И Аньжань. Трудности преподавания китайского языка студентам гуманитарных специальностей в российских вузах и способы их преодоления // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2022. – № 1 (59). – С. 136–137.
3. Бехтева Н. Н. Трудности овладения китайским языком студентами-русофонами // Молодой ученый. – 2015. – № 22 (102). – С. 748–751.
4. Бирюкова М. С. Лингвокультуроведческая компетенция: содержание и теоретические основы // Ученые записки. – Курск: Издательство КГУ, 2016. – С. 13–17.
5. Гурулева Т. Л. Практическая реализация модели соизучения языков и культур в системе высшего языкового образования // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск: Издательство НГПУ, 2009. – С. 131–151.
6. Тихонова С. А. Профессионально-деловая ориентация обучения иностранному языку в вузе культуры // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2019. – № 6. – С. 265–270.
7. Троянская С. Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. – 176 с.
8. Уманец О. Н. Коммуникативный подход в преподавании грамматики китайского языка в высших учебных заведениях // Молодой ученый. – 2010. – № 12 (23), Т. 2. – С. 131–134.
9. Суворова Н. Л. Ролевые игры и метод моделирования // Череповецкие научные чтения. – Череповец: Издательство ЧГУ, 2015. – С. 246–248.
10. Сухина Ю. С. Обучение лексике китайского языка в вузе // Слово: фольклорно-диалектологический альманах. – Благовещенск: Издательство АмГУ, 2010. – С. 81–86.
11. Сюй С. Проблемы преподавания фонетики китайского языка русским студентам // Молодой ученый. – 2011. – № 12, Т. 2. – С. 141–144.
12. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Издательство МГУ, 1975. – 344 с.
13. Корнеева Л. И., Ма Жунюй. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в Китае и России: сравнительно-сопоставительный анализ // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 2. – С. 61–65.
14. Поминов В. В. Методика обучения фонетике китайского языка на начальном этапе // Молодой ученый. – 2023. – № 13 (460). – С. 169–171.
15. Семенас А. Л. Лексика китайского языка. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2005. – 310 с.
16. Хуй Ч. Переосмысление будущего развития Институтов Конфуция в России в рамках инициативы «Один пояс, один путь» // Вестник Гуандунского университета иностранных языков. – 2018. – № 6. – С. 136–141.
17. Шулина А. И. Основные сложности в преподавании китайского языка и методы их преодоления при формировании межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся высших учебных заведений // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2020. – № 2. – С. 242–256.
18. Бельченко А. С. Деятельность Институтов Конфуция в Российской Федерации // Вестник российского университета дружбы народов. – М.: Издательство РУДН. 2020. – С. 65–74.