УДК: 
374
Арлашева Людмила Вячеславовна
учитель химии, Старопестеревская средняя общеобразовательная школа, Беловский муниципальный округ, arlasheva@mail.ru, Кузбасс

Реализация здоровьесберегающей компетентности учителя в процессе адаптивно-развивающего взаимодействия субъектов образования

Аннотация: 
В статье рассматривается вопрос реализации здоровьесберегающей компетентности учителя на современном этапе модернизации образования в России. Представлена педагогическая модель по реализации здоровьесберегающей компетентности учителя и внутришкольный проект. Отмечена возможность вариативной части образовательных программ через внедрение программно-технологического комплекса для подготовки педагогов к деятельности по совершенствованию адаптивно-развивающего потенциала обучающихся. Цель данной статьи заключается в представлении разработанных и апробированных на основе экспериментальных данных педагогических условий и модели реализации здоровьесберегающей компетентности учителя. Методология. Выявление взаимосвязи между готовностью педагогов к здоровьесберегающей деятельности и способностью к реализации здоровьесберегающей компетентности учителя в процессе адаптивно-развивающего взаимодействия субъектов образования в урочной и внеурочной деятельности. Результаты исследования. Описаны материалы, показывающие, что в результате совокупного педагогического, социально-педагогического, психолого-педагогического, медико-физиолого-педагогического взаимодействия субъектов образования могут быть качественно улучшены психолого-педагогические, дидактические и информационно-технологические здоровьесберегающие компетенции педагогов на основе использования интегративных и дифференцированных средств, методов и технологий обучения с учетом возрастных и регуляторно-поведенческих особенностей обучающихся. В заключении делается вывод о том, что реализацию здоровьесберегающей компетентности учителя следует рассматривать как процесс целенаправленного и последовательного адаптивно-развивающего взаимодействия субъектов образования, способствующего наращиванию информационно-технологических, психолого-педагогических и дидактических здоровьесберегающих педагогических компетенций.
Ключевые слова: 
реализация здоровьесберегающей компетентности учителя; информационно-технологическая, психолого-педагогическая и дидактическая здоровьесберегающие педагогические компетенции; программно-технологический комплекс; спецкурс; адаптивно-развивающий потенциал
Библиографический список: 

1. Иванова С. В., Иванов О. Б. Актуальные вопросы совершенствования методологии исследования образовательного пространства // Ценности и смыслы. – 2023. – № 3 (85). – С. 6–73.
2. Абаскалова Н. П. Здоровьесберегающие технологии в системе образования // Школьная медицина: учебное пособие / под ред. Р. И. Айзмана и др. – М.: КноРус, 2023. – С. 125–149.
3. Айзман Р. И. Здоровье участников образовательного процесса как критерий эффективности здоровьесберегающей деятельности в системе образования // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. – № 5 (26). – С. 72–82.
4. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Руднева Е. Л. [и др.] Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования: учеб. пособие. – М.: Омега-Л, 2014. – 443 с.
5. Працун Э. В. Развитие здоровьесберегающей компетентности педагогов в образовательной инфраструктуре региона: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Кемерово, 2013. – 23 с.
6. Теоретические и прикладные аспекты формирования здоровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства: монография. – Кн. II. Культурологические аспекты формирования, сохранения, укрепления здоровья и социального развития обучающихся, воспитанников / редколл.: Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова [и др.]; под науч. ред. Э. М. Казина. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО; М.: Изд-во ФГБУ ДПО «УСМЦ ЖДТ», 2017. – 495 с.
7. Теоретические и прикладные аспекты формирования здоровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства: монография. – Кн. III. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития детей и самореализации обучающихся / ред. колл.: Н. П. Абаскалова, Т. В. Волосовец, Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина [и др.]; под науч. ред. Э. М. Казина. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО; М.: Изд-во ФГБУ ДПО «УСМЦ ЖДТ», 2018. – 571 с.
8. Абаскалова Н. П., Зулина Н. И. Развитие здоровьесберегающей компетентности педагогов в системе внутришкольной переподготовки // Здоровьесбережение и здоровьесозидание как приоритет национальной безопасности России в третьем тысячелетии: материалы Междунар. научно-практич. конф. (14 апреля 2014 г., Стерлитамак). – Стерлитамак, 2014. – С. 10–13.
9. Сафронова М. В., Гребенникова И. Н. [и др.] Влияние занятий спортом на психологическое благополучие и психическое здоровье обучающихся разного возраста / // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 6. – С. 154–160.
10. Гатальская Г. В., Журавлева А. Е. Развитие осознанного отношения к здоровью в юности // Психологический журнал. – 2008. – № 2. – С. 52–59.
11. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие / под науч. ред. Э. М. Казина; редколл. Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева, О. Г. Красношлыкова [и др.]. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – 347 с.
12. Быть компетентным – значит знать, когда и как действовать // Здоровье и образование. – 2012. – № 5. – С. 13–15.
13. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с. – (Серия: Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы»).
14. Шинкаренко А. С. Педагогическая модель формирования безопасного и здорового образа жизни // Вестник КемГУ. – 2015б. – Т. 1, № 1. – С. 132–137.
15. Шинкаренко А. С. Формирование безопасного и здорового образа жизни школьников на современном этапе развития общества: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Кемерово, 2015. – 23 с.
16. Boyatzis R. E. The Competent Manager: A model for effective performance. – Chichester: John Wiley & Sons, 1982. – 328 p.
17. Kim L. Creasy. Defining Professionalism in Teacher Education Programs // Journal of Education & Social Policy. – 2015. – № 2. – С. 23–25.