УДК: 
159.99
Горнякова Мария Валерьевна
Cпециалист по оценке, обучению и развитию персонала, Консалтинговая компания Business and Business, mvg_s@mail.ru, Красноярск
Сафонова Марина Вадимовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, marina.safonova@mail.ru, Красноярск

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРОС СОВРЕМЕННОГО ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (№2-2015)

Аннотация: 
В статье рассматривается образовательный запрос современного взросло¬го человека как специфический предмет психологического консультирования. Описываются основные его характеристики по трем основным параметрам: содержание (направленность проблематики в рамках определенных психологических противоречий); тип клиента (определенные возрастные и социально-демографические характеристики); степень адекватности (степень осознанности трудностей образования, характер отношения человека к собственному образованию). Впервые описываются практические результаты, подтверждающие особенности образовательного запроса как уникального предмета психологического консультирования на основе статистической обработки данных эмпирического исследования, в котором приняли участие 315 человек.
Ключевые слова: 
образовательный запрос, психологическое консультирование, психоло¬гический запрос, образовательная потребность, психологическое противоречие, адекватность запроса, особый тип клиента
Библиографический список: 

1. Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. – Екатеринбург: Деловая книга, 1995. – 119 с.
2. Адольф В. А. Вызовы времени – становление профессионального образовательного сообщества // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 3. – С. 9–13.
3. Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – 2-е изд. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.
4. Арендачук И. В. Жизненные стратегии личности в контексте профессиональной самоактуализации: психолого-акмеологический подход // Психология обучения. – 2014. – № 11. – С. 74–84.
5. Белоус В. В., Боязитова И. В. Интегральная индивидуальность и ее системные инварианты // Психология обучения. – 2014. – № 9. – С. 4–13.
6. Валитова Е. Ю., Стародубцев В. А. Профессиональное самоопределение студентов вуза в контексте индивидуализации и персонификации образования // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 6. – С. 68–73.
7. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Речь, 2001. – 352 с.
8. Горнякова М. В. Практические аспекты выявления особенностей образовательных запросов взрослых // Вестник КГПУ. – 2013. – № 3. – С. 244– 249.
9. Горнякова М. В. Образовательный запрос: специфика проблематики и возможности решения в рамках психологического консультирования // Молодежь и наука: реальность и будущее: материалы IV Международной научно-практической конференции. – Невинномысск: НИУЭП, 2011. – Т. 2. – С. 232–236.
10. Горнякова М. В. Проблема непрерывности образования в современном обществе и возможность применения психологического консультирования в рамках ее решения // Личность в изменяющихся социальных условиях: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 35-летию факультета начальных классов. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2012. – С. 115–122.
11. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999. – 240 с.
12. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл, 2000. – 109 с.
13. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, 1998. – 161 с.
14.Сафонова М. В. Консультирование по образовательному запросу как важный элемент в системе непрерывного образования // Инновации в непрерывном образовании. – 2010. – № 1. – С. 83–87.
15. Слободчиков В. И. Теория и диагностика развития в контексте психологической антропологии // Психология образования. – 2014. – № 1. – С. 4–34.
16. Степанова М. А. Прошлое и настоящее психологии образования (по материалам журнала «Вопросы психологии») // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 34–40.
17. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. – М.: ГАРДАРИКИ, 2005. – 353 с.