УДК: 
37.018.1
Халтубаева Клара Александровна
аспирант кафедры общей педагогики, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, cler93@mail.ru, Улан-Удэ
Рулиене Любовь Нимажаповна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, ruliene@bsu.ru, Улан-Удэ

Воспитание ценностного отношения к семье у подростков в мире социальных сетей

Аннотация: 
Введение. В статье раскрываются проблемы семейного воспитания в цифровом обществе. Движение «Чайлдфри», которое возникло в Западной Европе на базе феминистического движения, пропагандирует идеи свободы и независимости от семьи. Сторонники антисемейного движения в Корее («поколение Сампо») выступают за добровольную бездетность. Эти движения представляют большую угрозу не только институту семьи, но и всему человеческому обществу, отрицая традиционные духовно-нравственные ценности. Негативное влияние социальных сетей проявляется в том, что они создают барьеры общения между родителями и детьми. Предлагается разработать модель интеграции воспитательных взаимодействий педагогов, детей и их родителей в Интернете. Школа рассматривается как социальная практика, которая опирается на инфраструктуру, включающую материальные и социальные ресурсы, в том числе социальные сети. Необходимо грамотное использование преимуществ социальных сетей и гаджетов. Контент социальных сетей следует заполнить сильными российскими традициями семейного воспитания. Цель статьи состоит в обосновании актуальности проблемы воспитания ценностных отношений к семье у подростков в мире социальных сетей. Методология и методы исследования основаны на полисубъектной стратегии воспитания, включают анализ научной литературы с помощью метода апперципирования. Методология и методы исследования. Разработка проблемы воспитания ценностных отношений к семье у подростков в цифровом обществе основывается на полисубъектной стратегии воспитания. Анализ научной литературы выполнен с помощью метода апперципирования. Результаты исследования – постановка научно-педагогических задач, связанных с обоснованием, разработкой и апробацией модели цифровой образовательной среды школы, способствующей воспитанию ценностных отношений к семье у подростков, обеспечивающей педагогизацию Интернет-среды. Такая модель цифровой образовательной среды школы станет средством педагогизации социальных сетей на уровне профилактики, защиты и управления. Педагогизацию социальных сетей следует оценивать с помощью информационного, нормативного, деятельностного, диагностического показателей.
Ключевые слова: 
социальные сети; семья; ценностное отношение к семье; педагогизация
Библиографический список: 

1. Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2019. – 400 с.
2. Лежнина Ю. П. Институт семьи в России: на пути трансформации // Социологическая наука и социальная практика. – 2016. – Т. 4, № 2. – С. 70–90.
3. Безрукова О. Н. Ценности детей и родительства: межпоколенческая динамика // Социологический журнал. – 2017. – № 1. – С. 88–110.
4. Султанова И. В. Социально-психологическая направленность движения childfree в молодежной среде // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59-1. – С. 485–488.
5. Chukwu, Christian Chima, Chiemeka Onyema. Dsocial media usage, moral decadence and the impact on the nigerian family values: acritical perspective // Global Scientific Journal. – August 2019. – Volume 7, Issue 8.
6. Роскошь образования: как учатся школьники Нигерии // Сетевое издание «ОБРСОЮЗ». – URL: https://obr.so/globus-obrazovaniya/roskosh-obrazovaniya-kak-uchatsya-shk... (дата обращения: 02.02.2023).
7. Lafton T., Holmarsdottir H. B., Kapella O., Sisask M., Zinoveva L. Children’s Vulnerability to Digital Technology within the Family: A Scoping Review // Societies. – 2023. – № 13 (1). – p. 11. DOI: https://doi.org/10.3390/soc13010011
8. Левицкая И. Б. Воспитание ценностного отношения к семье у старшеклассников в условиях школьного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Ростов н/Д, 2002. – 22 c.
9. Платонова А. А. Актуализация витагенного жизненного опыта семьи в воспитании у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье: автореф. дисс ... канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2005. – 23 c.
10. Узденова Е. К. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Карачаевск, 2006. – 26 с.
11. Зритнева Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Ставрополь, 2006. – 47 с.
12. Урбанович Л. Н. Воспитание ценностного отношения к семье у старшеклассников во внеучебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Смоленск, 2008. – 18 с.
13. Акутина С. П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы. – Нижний Новгород: НГПУ, 2009. – 305 с.
14. Семеняка Т. В. Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2010. – 23 с.
15. Извеков И. Н. Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы. – Сочи: ИП Кривлякин С. П., 2011. – 338 с.
16. Гочияева Т. У. Педагогические условия формирования семейных ценностей старшеклассников общеобразовательных школ: на материале Карачаево-Черкесии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2017. – 26 с.
17. Кубекова Н. А. Духовно-нравственное воспитание будущего семьянина в этнопедагогических традициях ногайского народа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Карачаевск, 2019. – 23 с.
18. Torbjorn Ott. Mobile phones in school. From disturbing objects to infrastructure for learning. – University of Gothenburg, Sweden, 2017. – 224 p. – URL: https://gup.ub.gu.se/publication/256473 (дата обращения: 12.01.2024).
19. Melinda Mathe. Mapping the Landscape of Digital Game-Based Learning in Swedish Compulsory and Upper Secondary Schools. Opportunities and Challenges for Teachers. – Stockholm University, 2020. – URL: https://www.dissertations.se/dissertation/45962fc3b9/ (дата обращения: 15.01.2024).
20. Зеленова Т. Г. Педагогизация сельской среды в истории отечественной педагогики и школы // Ярославский педагогический вестник. – 2001. – № 4. – С. 15–20.
21. Зеленова Т. Г. Педагогизация среды в условиях села: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Ярославль, 1998. – 23 с.
22. Helena Ostrowicka. Pedagogization of “Problems with youth” in media discourse – post-foucauldian perspective // Journal of International Scientific Publications: Media & Mass Communication. – 2014. – № 3. – P. 126–135. – URL: https://www.scientific-publications.net/en/article/1000312// (дата обращения: 20.02.2024).
23. Селиванова Н. Л. Научный поиск в теории воспитания: приоритеты, достижения и проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2011. – № 1. – С. 103–116.
24. Сомов О. Роман в двух письмах: [Повесть] // Русские повести XIX века (20-х – 30-х годов). Том первый. – М.; Л.: Гослитиздат, 1950. – С. 499–519.
25. Салтыков-Щедрин М. Е. Полное собрание сочинений М. Е. Салтыкова (Н. Щедрина). Т. 5. Мелочи жизни [1886–1887]; Сборник [1869–1879]. – 3-е изд. – СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1895. – 593 с.
26. Войнович В. Н. Замысел. – Новое изд. с предисл., междусловием и послесловием авт. – М.: Вагриус, 1999. – 540 с.
27. Галин А. М. Библиотекарь // Современная драматургия. – 1996. – № 4. – С. 15–25.