УДК: 
376.2
Аверичев Евгений Леонидович
учитель биологии и географии МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100», аспирант, Института развития образования Кузбасса, averichev-evgeny@mail.ru, Кемерово

Взаимодействие субъектов образовательного процесса как условие актуализации личностного потенциала обучающихся с особыми образовательными потребностями

Аннотация: 
Тенденция к увеличению числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обуславливает необходимость развития в образовательных учреждениях системы психолого-медико-педагогического сопровождения, учитывающего особые образовательные потребности таких детей. Целью статьи является рассмотрение модели функционирования и взаимодействия субъектов образовательного процесса в рамках непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями. Методология. Методологическую основу исследования составили теоретико-методологические аспекты формирования социально-адаптивного образовательного пространства (Н. П. Абаскалова, Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова, И. А. Свиридова); концепция социально-психологической и физиологической адаптации обучающихся (Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, В. П. Казначеев, Р. М. Баевский). Результаты исследования: в статье показана специфика психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, рассмотрены задачи и способы взаимодействия субъектов образования с целью создания адаптивно-развивающей и здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. В заключении указывается на необходимость постоянного взаимодействия участников психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с целью эффективного процесса актуализации личностного потенциала обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: 
психолого-медико-педагогическое сопровождение; личностный потенциал; особые образовательные потребности; ограниченные возможности здоровья
Библиографический список: 

1. Колосова Е. Б. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья в горизонте жизненных перспектив // Проблемы современного образования. – 2021. – № 1. – С. 96–108.
2. Лубовский В. И. Особые образовательные потребности // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 5. – С. 61–66.
3. Казин Э. М., Абаскалова Н. П., Аверичев Е. Л., Кошко Н. Н. и др. Актуализация личностного потенциала подростков с ограниченными адаптивными возможностями // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2022. – № 4. – С. 121–135.
4. Болотова Н. П. Непрерывная система комплексного сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Педагогика и психология образования. – 2020. – № 4. – С. 11–23.
5. Шинкаренко А. С. Педагогическая модель формирования безопасного и здорового образа жизни школьников // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 1–2. – С. 132–137.
6. Казин Э. М., Ласкожевская Е. В., Горная Е. П., Иванова О. Г. и др. Организационно-педагогические условия формирования личностного потенциала старших дошкольников // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2022. – № 3. – С. 211–224.
7. Казин Э. М., Абаскалова Н. П., Касатки-на Н. Э., Красношлыкова О. Г. и др. Проблема социально-психологической адаптации обучающихся в современном образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 1. – С. 19–28.
8. Кузьмичева Т. В., Афонькина Ю. А. Механизмы индивидуализации образовательной среды в условиях инклюзии // Наука и школа. – 2020. – № 6. – С. 158–164.
9. Серебренникова С. Ю., Гостар А. А. Мониторинг результатов психологического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2017. – № 22. – С. 95–103.
10. Методологические и организационно-педагогические подходы к развитию личности на основе формирования социально-психологической безопасности индивида и актуализации адаптационного потенциала обучающихся: монография. Книга II. Психолого-педагогические и медико-социальные аспекты развития обучающихся в онтогенезе / редкол. Н. П. Абаскалова, Р. И. Айзман, Э. М. Казин [и др.]; под науч. ред. Э. М. Казина. – Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2021. – 433 с.
11. Чванова Л. В., Касаткина Н. Э., Казин Э. М., Красношлыкова О. Г. Психолого-педагогические подходы к проблеме социальной адаптации обучающихся в образовательной инфраструктуре региона // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 3. – С. 20–29.
12. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Красношлыкова О. Г., Арлашева Л. В. и др. Организационно-педагогические условия формирования здоровьесберегающего и адаптационного потенциала младших и старших подростков // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2020. – № 3. – С. 132–144.
13. Архипова Е. Ф. Инклюзивное образование детей с нарушением опорно-двигательного аппарата // Современное дошкольное образование. – 2017. – №. 1. – С. 34–39.
14. Сидоренко О. А., Хабарова И. В., Чиганова Е. А. Готовность педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к взаимодействию в условиях инклюзивного образования как проблема: психологический аспект // Педагогический ИМИДЖ. – 2019. – № 2. – С. 274–285.
15. Христолюбова Л. В., Цыганкова А. В. Развитие системы взаимодействия «Школа – Семья» в условиях инклюзивного образования // Специальное образование. – 2020. – № 2. – С. 103–114.
16. Шац И. К. Психолого-педагогические аспекты сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2023. – № 2. – С. 100–113.
17. Дарижапова М. Н. Методические рекомендации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – 2015. – № 15. – С. 107–111.
18. Егорова П. А., Ивенских И. В., Сорокоумова С. В. Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях модернизации отечественного образования // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 5 (66). – С. 258–260.
19. Вильшанская А. Д., Прилуцкая М. И., Протченко Е. М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе. Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012. – 253 с.
20. Синевич О. Ю., Четверикова Т. Ю. Взаимодействие медицинских и педагогических работников в целях поддержки инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Мать и дитя в Кузбассе. – 2015. – № 2. – С. 102–105.