УДК: 
331.548-056 (077)
Афанасьева Раиса Альбертовна
Кандидат педагогических наук, Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и практик специально¬го обучения и воспитания, Педагогический институт, Иркутский государственный университет, kaf_pipsoiv@mail.ru, Иркутск

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (№2-2015)

Аннотация: 
Описывается опыт работы автора по проектированию программ, направленных на содействие профессиональному самоопределению детей и подростков с ограниченны¬ми возможностями жизнедеятельности. Выделяется спектр доступных профессий для описываемой категории лиц. В данной статье содержатся теоретические и практические материалы, которые можно использовать на различных этапах организации социально-трудовой реабилитации и профессионального самоопределения детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности - при изучении этих процессов, при организации и проведении различных мероприятий, в том числе и диагностических, профориентационных, обучающих элементам профессиональной деятельности. Содержание каждого раздела коррекционно-развивающих и социально-адаптационных программ должно быть направлено на решение задач, соответствующих данной категории детей и подростков, должно содержать серии заданий, в комментариях к которым выделены ведущие виды деятельности. По каждому разделу необходимо прогнозировать потенциально возможные достижения детей и подростков с ОВЖ.
Ключевые слова: 
профессиональное самоопределение, ограниченные возможности жизне¬деятельности, принципы проектирования программ, задачи и разделы программы содействия профессиональному самоопределению, профессиональные компетенции
Библиографический список: 

1. Афанасьева Р. А. Проектирование индивидуальных коррекционно-развивающих и социально-адаптационных программ на основе оценки качества жизни // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 10. – С. 97–105.
2. Афанасьева Р. А. Профессиональное самоопределение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья // Современные подходы и новые технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: коллективная монография. – Красноярск: Центр информации ЦНИ «Монография», 2014 . – С. 6–37.
3. Афанасьева Р. А., Дулатова З. А., Карпушенко В. И. Профориентация подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности: сборник диагностических материалов. – Иркутск: ВСГАО, 2010. – 70 с.
4. Маллер А. Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация: учебно-методическое пособие. – Самара: Современные образовательные технологии, 2010. – 208 с.
5. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж: МОДЭК, 2002. – 400 с.
6. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Первое сентября, 2004. – 384 c.
7. Серов П. Н. Модель профессиональной подготовки учеников школы VIII вида // Дефектология. – 2006. – № 6. – С. 46–49.
8. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: методическое пособие.– М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 304 с.
9. Dibbern Harald, Kaiser Franz-Josef, Kell Adolf. Berufswahlunterricht zur vorberuflichen Bildung. Bad Heilbronn. Der didaktische Zusammenhang von Berufsberatung und Arbeitslehre, 1999. – 123 p.
10. Thomas P. Andiacchi, Eugenc J. Alexander.Studies of human Locomotion: past, presents and future // Biomechanics. – 2000. – V. 33. – P. 1217–1224.