УДК: 
371
Собольников Валерий Васильевич
Доктор психологических наук, профессор, Новосибирский государственный педагогический университет, vsobolnikovis@gmail.com, Новосибирск

АРХЕТИПИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕСТРУКТИВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ БИНАРНОСТИ КАК СТРУКТУРООБРАЗУЮЩЕГО ПРИНЦИПА (№3-2015)

Аннотация: 
В статье рассматриваются проблемы архетипического обоснования деструк- тивности человека на основе такого структурообразующего принципа, как бинарность. Пока- зывается вероятностная связь между архетипами и деструкцией в контексте теории К. Г. Юнга, Дж. Хиллмана и др. с целью выявления психологического механизма формирования. Пред- принимается попытка расширить научное представление о феномене деструкции на основе ряда авторских концептуальных положений. Выявление архетипических праформ на основе принципа бинарности как имманентного подтекста обеспечивает вероятностное выделение их деструктивных оппозиций. Изменения внутреннего мира под влиянием архетипической кри- минальной символики сопровождается при условии актуализации адекватным содержанием смыслов и поведения деструктивного характера. Это может привести к глубоким трансформа- циям личности, значительным самоизменениям и осознанию внутренних интеллектуальных механизмов и психики в целом. Новое направление юридической психологии рассматривается как потенциальная возможность при анализе проблем мотивационной детерминации крими- нального поведения деструктивной личности и непроизвольной регуляции высших форм де- структивного поведения.
Ключевые слова: 
психология деструктивности, бинарность, архетип, концептуальные по¬ложения, криминальная символика, криминальный мир, смысловая природа, рефлексия, мен¬тальная репрезентация.
Библиографический список: 

1. Аналитическая психология / сост. В. В. Зеленский, А. М. Руткевич. – М.: Мартис, 1997. – 320 с.
2. Березина Т. Н. О многообразии смыслов жизни современной личности // Личность и бытие: субъективный подход. – Краснодар, 2005. – С. 53–60.
3. Брушлинский А. В., Сергиенко Е. А. Ментальная репрезентация как системная модель в когнитивной психологии. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 1998. – 320 с.
4. Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 608 с.
5. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1992. – 368 с.
6. Марков В. Н. Человек на пересечении пространств внутреннего и внешнего мира // Мир психологии. – 2009. – № 1. – С. 187–199.
7. Сергеенко Е. А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. – М.: Наука,1992. – 144 с.
8. Собольников В. В., Собольникова Е. В. Проблемы психологии управления неосознаваемой психической активностью студентов // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 1.– С. 175–179.
9. Собольников В. В. Основы криминальной психологии: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ: НОУ ВПО НГИ, 2014. – 243 с.
10. Сундуй Г. Д. Архетипические праформы концепта совести в евразийской картине мира в контексте духовно-нравственного становления личности // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 1. – С. 22–25.
11. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / под общ. ред. В. Б. Шапаря. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 808 с.
12. Хиллман Дж. Архетипическая психология: пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2006. – 351 с.
13. Юнг К. Г., Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л. и др. Человек и его символы / под общ. ред. С. Н. Сиренко. – М.: Серебряные нити, 1997. – 368 с.
14. Юнг К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. – 416 с.